Программа информатизации вызвала большой интерес в Тюменской областной думе.
Тюменская область заняла второе место в рейтинге регионов по развитию информационного общества по итогам прошлого года. Минкомсвязь провела оценку субъектов Федерации по 120 показателям и 17 индексам. Попадание в топ — результат реализации в регионе государственной программы «Развитие информатизации», рассчитанной до 2020 года. Ее подробно обсудили депутаты на заседании комитета по экономической политике и природопользованию. Подробности — в совместном проекте еженедельника «Вслух.ру» и регионального парламента «Общественная экспертиза».
Быстрый старт
Программа «Развитие информатизации» утверждена в 2017 году. На ее реализацию в первый год выделили 837 млн рублей, фактически профинансировали на 815 млн рублей, или 97,5%. Одна из главных целей программы — повышение качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг. Три основные задачи программы — обеспечение работоспособности инфраструктуры электронного правительства, создание и развитие базовых информационных систем и ресурсов, развитие механизмов интерактивного взаимодействия с населением и бизнес-сообществом через сайты и мобильные приложения.
В 2017 году органы власти Тюменской области обеспечены услугами связи по информационному обслуживанию справочно-правовых и бухгалтерских систем. Проведены централизованные закупки компьютерной техники и оборудования для госслужащих. Модернизированы информационные системы, главная из которых — региональная система межведомственного электронного взаимодействия. Она эксплуатируется с 2010 года, к ней подключено более 500 участников. Через нее осуществляется около 64 тыс. запросов между органами власти ежемесячно, а доля электронного взаимодействия составляет 97%.
Ключевые направления
Директор регионального департамента информатизации Мария Рудзевич рассказала, что в числе прочих в 2017 году получили развитие: система электронного документооборота; информационный центр телефонного обслуживания правительства Тюменской области; навигационно-информационная система; система обеспечения вызова экстренных служб по единому номеру «112» и видеонаблюдения «Безопасный город». Одним из самых успешных стал региональный сегмент единой государственной системы в сфере здравоохранения. Он позволяет комплексно учитывать все материальные и финансовые ресурсы лечебного учреждения.
Самое главное — в ней реализован функционал электронной истории болезни. Следующим шагом стало внедрение электронной медицинской карты пациента. В областных клинических больницах №№ 1 и 2 обе системы интегрированы. Это позволяет врачам получать полную клиническую картину состояния здоровья пациента. Депутат Денис Садовников поинтересовался, включены ли в единую государственную систему частные медицинские учреждения. Мария Рудзевич ответила, что внутренняя автоматизации деятельности частных клиник государства не касаются. А вот сервисы расписания работы и записи к врачу вполне могут использоваться частниками.
Программа «Развитие информатизации» утверждена в 2017 году. На ее реализацию в первый год выделили 837 млн рублей, фактически профинансировали на 815 млн рублей, или 97,5%.
Депутат Александр Крупин посетовал: при том что электронные транспортные сервисы в основном работают хорошо, слабо развит сервис, позволяющий определить точное время прибытия автобуса на остановку. Несмотря на то, что все машины оборудованы системой ГЛОНАСС, сервис определяет время прибытия транспорта исходя из утвержденного расписания с корректировкой по факту. Народного избранника заверили, что некоторые приложения, например, «Тюмень.Транспорт», уже позволяют узнать время прибытия автобуса на остановку не исходя из расписания движения, а из реального местоположения машины на маршруте.
На страже безопасности
Депутат Евгений Макаренко согласился, что правительство региона многое делает для повышения уровня информатизации Тюменской области. Его вопрос касался системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб. «Система „112“ в 2017 году введена в опытную эксплуатацию во всех муниципальных образованиях региона. Она успешно прошла государственные испытания с целью дальнейшего перевода в промышленную эксплуатацию. Когда запланирован ее запуск?» — поинтересовался парламентарий. Кроме того, он напомнил, что к системе «112» изначально предполагалось подключить граждан с помощью тревожных кнопок.
Мария Рудзевич пояснила, что существует дорожная карта, утвержденная на уровне правительства региона и профильных федеральных ведомств, согласно которой в настоящее время проходит аттестация системы «112». На эту работу отвели семь месяцев. К концу июня аттестация закончится, тогда все будет готово к переводу системы в промышленную эксплуатацию. В рамках масштабного проекта «Безопасный город», частью которого и является единый номер вызова экстренных служб, планируется оснащение граждан тревожными кнопками. Прежде всего, кнопки получат маломобильные граждане, которые в силу своего здоровья вынуждены надолго оставаться дома одни.
Список граждан, которые получат доступ к тревожным кнопкам, помогает составить департамент социального развития Тюменской области. В план департамента внесены 84 конкретных адреса. Мария Рудзевич добавила, что в регионе продолжается оснащение тревожными кнопками учреждений образования. Около 80 процентов школ оборудованы ими, в ближайшее время это будет сделано в тех школах, которые обеспечены устойчивой связью. К слову, сама тревожная кнопка — разработка специалистов проектной команды центра автоматизированных систем и робототехники Тюменского технопарка. Предполагается, что именно их прототип получит массовое распространение.
Сдерживающий фактор
От депутата Дениса Садовникова поступил вопрос об оптимизации пакета документов, необходимых гражданину при обращении за госуслугами. «Куда бы мы ни обращались, зачастую требуется стандартный набор документов. Разве нельзя интегрировать информацию таким образом, чтобы человеку при обращении в какой-либо орган власти достаточно было одного документа? Чтобы обратившийся просто верифицировался в системе и тем самым обозначил всю информацию о себе», — поинтересовался он.
Все сведения, которые федеральные органы власти готовы передавать в электронном виде, действительно можно использовать в режиме онлайн. При подаче заявления о получении государственной или муниципальной услуги достаточно лишь указать данные, которые необходимы, и только при поучении самой услуги потребуется предъявить оригиналы документов для подтверждения. Таковы условия промежуточного этапа перехода к полной автоматизации процессов. В соответствии с действующими административными регламентами, уже более 50% документов не требуется предъявлять при обращении в оригинальном виде.
Председатель комитета по экономической политике и природопользованию Инна Лосева подчеркнула, что программа развития информатизации должна касаться не только крупных городов, но и малых населенных пунктов региона, чтобы государственные и муниципальные услуги в электронном виде были доступны всем категориям граждан. Отмечено, что сдерживающим фактором для этого остается труднодоступность Интернета. В середине прошлого года правительство Тюменской области, Минкомсвязь и Ростелеком заключили соглашение, по которому продолжается обеспечение Сетью сел и деревень. В плане — 204 населенных пункта, он выполнен на 60%.