Как интернет-проекты живут за счет читателей старался разобраться корреспондент «Вслух.ру».
_Еще лет пять назад считалось, что интернет-СМИ не может жить за счет пожертвований своих читателей. Так оно, справедливости ради, и было, ведь кнопку Donate (от англ. «пожертвовать») нажимал максимум 1% посетителей страницы. Владельцы различных сайтов проводили независимые тесты, но перейти заветный 1% так и не могли. В результате, кнопки Donate исчезли со страниц сколько-нибудь известных сайтов СМИ, зато появились новые виды заработка на своем комьюнити, о них в материале «Вслух.ру»._
Почувствуй себя особенным
Идея предоставления полной, скажем так, «режиссерской» версии издания тем, кто заплатил за это, не нова. Вероятно, это было первое, о чем подумали владельцы классических газет, переведя их в Интернет. Те же, кто не заплатил за членство в клубе «избранных», смотрят ограниченную версию.
В настоящее время такая модель успешно опробована и прижилась, к примеру, на портале Slon.ru. И без того довольно насыщенный сайт можно сделать еще информативнее, если подписаться на внутренний проект Slon Premium.
Цена подписки составляет 390 рублей в месяц. За год на «Слоне» просят 2900 рублей. Подписка позволяет читать все материалы авторов портала и качать каждую неделю аналитический журнал Slon Magazine в магазине App Store.
Еще один вариант реализации представлен на сайте проекта Dirty, который СМИ в прямом смысле не является, но собирает внушительную аудиторию. Здесь пользователям предлагают купить «Золотой аккаунт», который дает возможность отключить всю рекламу на сайте и установить себе текстовый титул. Три месяца — 300 рублей, полгода — 500 рублей, год — 900 рублей. Ну и для самых верных поклонников ресурса — пять лет за 3000 рублей.
Trial или посмотри и заплати
Вводить полностью платную подписку — дело рискованное, ведь таким образом сложно знакомить потенциального подписчика со своим продуктом. Куда проще дать ему возможность некоторое время пользоваться ресурсом бесплатно, к примеру, не больше пяти статей в месяц. Так поступил «Спутник и Погром».
Платная подписка дает читателям возможность читать все материалы ресурса без ограничений. Создатели обещают более 140 саркастических новостных комментариев, иллюстраций, видео, переводов иностранных статей, исторических документов в месяц.
Цена удовольствия — 4,99 $ в месяц (на момент написания статьи — около 319 рублей). Эта сумма минимальна, если читатель хочет, он может заплатить и больше. Годовая подписка будет стоить $ 49,99 (около 3200 рублей).
Платные комментарии
На желании читателей высказаться, как оказалось, можно тоже заработать. Многие замечали, как сложно бывает удержаться от того, чтобы ответить на комментарий к тому или иному событию, который кажется вам неправильным. Сделать это без покупки платного аккаунта на сайтах проектов TJournal и «Сноб» не получится.
Cтать членом клуба читателей TJournal можно за 33 рубля в месяц. При этом даже факт того, что вы заплатили за членство в клубе, не гарантирует, что вы в нем останетесь. «Мы заботимся о качестве нашей аудитории, изгоняя из клуба людей с узким мышлением и плохим чувством юмора», — заверяет администрация ресурса.
Вероятно, самый дорогостоящий для подписчиков проект — «Сноб». Годовое участие в проекте будет стоить вам 25 000 рублей. За эти деньги вы станете членом «Сообщества» проекта, получите возможность комментировать все материалы на сайте и посещать различные события, организуемые редакцией.
Частный клуб
Если все предыдущие варианты подразумевали, что худо-бедно пользоваться возможностями ресурса можно бесплатно, то данная модель таких поблажек не подразумевает. Хочешь читать и комментировать — плати. Да и деньги не всегда являются единственным условием. К примеру, чтобы зайти на сайт проекта «Лепрозорий» придется сначала найти друга, уже являющегося его участником, и попросить «инвайт» (приглашение).
После этого придется оплатить годовую подписку в размере 750 рублей, иначе система не даст даже логин и пароль ввести. Как пояснял в своем интервью TJournal один из основателей Dirty и «Лепрозория» Йован Савович, это единственный способ сохранить «Лепру» такой, какая она есть.
«Мы не хотели растить и увеличивать „Лепру“, потому что она хороша как маленькое закрытое сообщество. Но она не может так существовать иначе, как если все платят по 750 рублей», — пояснил он. Кстати, в том же интервью называется количество активных пользователей, которые платят за участие в проекте — 20 тыс. человек.
Важно отметить, что практически на всех рассмотренных интернет-площадках отсутствует реклама или, как минимум, ее можно отключить, заплатив определенную сумму. Это значит, что СМИ в Интернете, похоже, удается делать то, что не получается делать в реальном мире: существовать на одной лишь подписке, без правительственной финансовой поддержки и надоедливой рекламы.
{{poll (2)}}