Погрузили в "Дастер" более 300 кг железяк и поехали на вторчермет.
Корреспонденты «Вслух.ру» продолжают искать пути нехитрого заработка. После торговли помидорами, прополки картошки, собирания грибов и набивания кедровых шишек решили попробовать себя в роли «металлистов». Пока самая большая сумма, которую удалось заработать за день, — 2 тысячи на двоих. Повезет ли на этот раз?
Сергей Ханин
Не дрейфь, Серега!
Наши с Юрой старания в поисках путей зарабатывания денег не особо увенчиваются успехом. То грибов собирается с гулькин нос, то, как оказалось, мы не умеем с проворностью кошек лазить за шишками по кедрам, то клюква, блин, не уродилась. В общем, как говорится в народе, если не понос так золотуха.
Но отчаянный Юра был несокрушим, еще и меня всякий раз успокаивал: «Не дрейфь, Серега, вот купим специальный магнит, при помощи которого можно будет доставать металл даже со дна морского, и мы с тобой не просто разбогатеем, но и покажем людям, как можно реально в безработное время заработать на кусок хлеба!». Как говорится, на ловца и зверь бежит. Нам вдруг позвонили из Тобольска и предложили дело, созвучное нашим мыслям — очистить старый гараж от хлама и, по возможности, сдать имеющееся в нем железо в чермет. Люди, видимо, прочли наши опусы о том, как мы в поисках заработков всякий раз остаемся «с носом» и сжалились над нами. Мы с Юрой вылетели «на дело» хоть и с горящими глазами, но с абсолютно пустыми руками. Не подумали даже, что в подобных случаях при себе нужно иметь хотя бы элементарную «болгарку» для распиливания металла, набор каких-то ключей и тому подобное.
Гараж находился не в самом Тобольске, а в дачном кооперативе в 25-ти километрах от города. Хозяин посмотрел на нас как на… инопланетян, хмыкнул, показал к гаражу дорогу, оставил ключи и сам поехал на работу. Он, как выяснилось, потому и не может сам очистить гараж, что трудится на «Нефтехиме» практически без выходных.
Ложка дегтя от соседа
Открыв гараж, мы ахнули: чего здесь только не было, обнаружили даже целый дворец, выстроенный за долгие годы до самого потолка из всяких тряпок и лесного мусора мышами. Но больше всего поразил воображение какой-то мотоцикл неземного происхождения. Каким образом будем вывозить все это хотя бы до ближайшего пункта — нас в тот момент не волновало. Мы пылали пионерским костром от мысли, что вот, наконец-то, перед нами настоящая мужская работа. Железо требует стальных мускулов, и вот они — эти мускулы: я, весело схватившись за пудовый лом, пошел крошить железо на более мелкие фрагменты. Чтобы грузить, значит, было легче. Звенело на всю округу на десятки верст, кровь в нас кипела, было жарко, три часа пролетели, как пять минут.
Но вскоре пришел сосед, который, видимо, и зимой на даче живет, и в пару минут метнул в бочку нашей радости огромную лопату даже не дегтя — дерьма. Разложил по полочкам, что мы будем в итоге иметь: «Весь цветмет пойдет по цене черного лома, потому как его нужно отделять. Емкости надо резать, так их у вас не примут. Металла здесь примерно на две тысячи, ну и за „Газельку“ придется отдать те же самые две тысячи». Я чуть не грохнул соседа пудовым ломом по голове, но его слова были горькой правдой. Настроение наше померкло, да и солнце уже тоже меркло за Иртышом. Скоро и пункты приема закроются на засов. Нужно было что-то срочно предпринимать: или искать веревку с мылом и вешаться на первом попавшемся суку, или…
Мы это сделали!
За что люблю Юру, чем больше в нем отчаянья, тем мгновенней в его голове рождаются радикальные решения. Судорожно стали набивать мелкими кусками и деталями багажник его машины. Бедный «Дастер», он многое повидал, но на этот раз ему предстояло перевоплотиться в ослика. Он крякал и охал, но все же довез нас осторожно за час до закрытия.
Про пункт приема черных металлов можно много рассказывать. Это какое-то особое государство в государстве. Здесь быстро замерзают ноги, здесь почему-то ничего нельзя фотографировать, здесь много различных объявлений, больше всего из которых запомнилось: «Не принимается снег, вода, песок и железнодорожный металл». А я-то хотел было, как чеховский злоумышленник, пойти на следующий раз гайки с железной дороги скручивать.
На уличном стенде висели грязнущие каски, которые обязательно надо было напяливать на свои головы при разгрузке «товара». Каски на шапки не лезли, соскальзывали с головы, уши, естественно, мерзли. Я снова все проклял на свете. Но когда нам вручили три тысячи и три сотни, по душе струйкой меда вновь пробежало чувство светлой радости. А в усталом мозгу трепетал лозунг: «Мы это все-таки сделали!»
Хозяин с нас не взял ни копейки. Но Юра перед ним испытывает неловкое чувство за то, что работа все же выполнена не до конца. Теперь он мечтает на эти деньги купить «болгарку» и уже с ней снова явиться к тому гаражу. Так что на следующий раз мы работой еще обеспечены…
Назад возвращались мимо Иоанно-Введенского женского монастыря. В небе смутно светила настороженно-загадочная луна, и окошки монастыря излучали слабый умиротворенный свет. За ними чем-то занимались монашки, наверное, молились за нас. «Вот бы к ним как-нибудь… С возможностью поработать. Для них можно и бесплатно», — мелькнула шальная мысль, которую я тут же прогнал и приготовился чуть подремать, глубоко уверенный в том, что Юра никогда за рулем не засыпает.
Юрий Шестак
Охотники за черметом
Проверить, сколько можно заработать на сборе металлолома, мы собирались еще летом, но руки никак не доходили. Да и сознание, честно говоря, тоже. Где-то засела мысль, что эта сфера полукриминальная. Просто так железо на дороге уже не валяется, его надо где-то искать. Ездить по дачам да по деревням и уламывать пенсионеров продать нам за копейки старую чугунную ванну или проржавевший бак для воды? И потом делиться таким «опытом»? Хорошая вещь — поисковый магнит, но брать дешевый нет смысла. Им только гвозди из воды вытаскивать, а мощный ниодимовый магнит стоит не меньше 4-5 тысяч рублей. В общем, одни расходы.
Каждый раз, когда нужно что-то купить, чтобы потом заработать, вспоминаю поговорку моего старинного приятеля, человека с большим чувством юмора. В таких случаях он любит повторять: «Пошел работать да в долги залез».
Вот так в раздумьях мы дотянули до поздней осени, когда выпал снег и ударили морозы. Какие сейчас могут быть поиски? Однако нам с неунывающим Сергеем Ханиным все-таки давелось пройти это испытание и на собственной шкуре ощутить все прелести нелегальной профессии охотника за черметом.
Еще летом я пообщался с одним из тех, кто принимает маталлолом в Тюмени. Знающий человек заверил, что металла еще много — и в земле, и так разбросано, только уезжать от города нужно дальше. Одно из перспективных мест — это зимники. В Тюменской области много болот, а значит, зимников, особенно в северном направлении. Бросают там и запчасти, и агрегаты, и технику целиком. Что-то вытаскивают сразу, а много чего остается в земле и болоте. Но опять же как ее извлечь — зимой земля мерзлая, а летом непроходимые болота. Только на болотоходе, но где его взять?
Вблизи заброшенных предприятий люди находят закопанные листы металла, прочую продукцию, которой будут рады на пункте приема чермета. Как-то один сборщик металла привез целую пачку металлических листов. Ржавыми были только первый и последний листы. Говорит, что выкопал из земли, где раньше был завод. Есть легенда, что в советские годы тех, кто гнал брак, лишали премии. Поэтому от брака разными путями пытались избавиться.
Что любопытно, на пунктах приема чермета принимают и сталь, и чугун, причем по одной цене. Все это потом в общей куче якобы идет на переплавку. От этого, говорят, и сталь из вторсырья хуже, она становится более хрупкой из-за большого количества чугуна. По идее, чугун нужно принимать отдельно, впрочем, металлургам виднее.
Тяжеленное барахло
Но вернемся к теме заработка на сборе металлолома. Итак, наша задача — вытащить из гаража в дачном кооперативе весь металл, который много лет до нас собирал один хороший человек, и сдать его на пункт приема. Так сказать, довести начатое дело до конца. На то, что гараж с черметом стоит в гаражном кооперативе за Тобольском, мы сразу махнули рукой, мол, доедем, когда еще такой шанс выпадет. Хотели ведь железо сдавать, так беритесь! Ну вот мы и взялись, вернее, впряглись, как кони. Сразу решили, если там металлолома будет больше тонны, имеет смысл отвезти его в Тюмень. В Тюмени тонна чермета стоит 13 тысяч, а в Тобольске — 10 тысяч рублей. С другой стороны, кто его знает, сколько за межгород заломит «грузотаксист».
Четыре часа — и мы в Тобольске, еще минут 20 длилась поездка до дачного кооператива. Дверь гаража при открытии издала громкую барабанную дробь. «Добрый знак!» — эта мысль промелькнула у нас в головах одновременно. Хозяин гаража пояснил нам, что участок он продал, а гараж остался. Его нужно либо вывозить, либо разбирать, а для этого следует сначала избавиться от железяк внутри.
Хозяин гаража дал нам четкие инструкции о том, что нужно оставить, а что смело сдавать в чермет. Еще когда ехали в Тобольск, знали, что в гараже стоит старый мотоцикл и много запчастей от грузовика. Прежний владелец работал на «КамАЗе» и собирал чермет по мелочи — от болтов и гвоздей до изношенных автодетелей. Не пропадать же добру!
В гараже было очень много железа: 200-литрвые бочки, пустые кислородные баллоны, тяжеленные куски листового железа. Нашли также коленвал и головку блока цилиндров от «МАЗа». Чуть спины не сорвали, пока их вытаскивали. Вытащили для дальнейшей разборки две стиральные машины с алюминиевыми баками внтури. Их нужно было как-то извлечь. Тут мы и поняли, что у нас нет самого главного инструмента сборщиков металлолома — болгарки. Ей бы в два счета расправились с давно отслужившей бытовой техникой. Пожалел, что не взял с собой и торцевые ключи. Можно было разобрать водительское сидение с грузовой машины. Крепление сидения — из алюминия. Потянет килограмма на три. А если сдавать алюминий вместе с железом, то посчитают по цене чермета. Об этом нам рассказал сосед по даче. По ходу дела дал еще несколько поелзных советов. Огромное ему спасибо!
Сосед нас отговорил брать стальные тросы, баки и баллоны, потому что их не примут. С тросов можно взять только крюки, остальное на переплавку почему-то не берут. Закрытые емкости тоже не принимают — нужно вырезать в них окошки той же болгаркой. По этой же причине оставили ацетиленовый баллон. Надежды отправить на переплавку и старый мотоцикл тоже не оправдались. Его пришлось бы резать.
Фото на память
Пункт приема металлолома работал до 17.00. Время неумолимо тянулось к закату, а мы еще не насобирали металла и на половину боротовой «ГАЗели». Сосед (золотой ты наш!) «принес» нам еще одну подсказку: у нас железа выходит не больше чем на две тысячи, и эти же деньги отдадим за доставку. Не меньше. Это что ж нам, без денег опять возвращаться назад! Напомню, что в предыдущий раз на сборе грибов мы заработали что-то около 300 рублей. Потом еще поехали за клюквой в Ярковский район на болота. Так там вообще ни одной ягоды не нашли. С кедровыми шишками мы тоже пролетели, привезли лишь с десяток из Вагайского района.
Пришлось в спешке менять планы. Решили грузить металл в мой «Дастер». А перед этим, на всякий случай, я сделал пару звонков по объявлениям о грузопреевозках в Тобольске. Дозвонился лишь двоим. Оба «газелиста» наотрез отказались ехать за черметом за город. Заверили, что в выходной день им и в городе работы хвататет. Так что без вариантов — везем сами. После погрузки машина заметно просела сзади, но в принципе, терпимо. В уме прикинул — загрузили в багажник со сложенным задним рядом сидений от 300 до 350 кг. По трассе боялся разгоняться больше 60 км в час.
Доехали без приключений. Зато у самых ворот за час до закрытия едва не прокололись. Сдавал назад и не заметил яму во льду, свалившись в нее задними колесами. Ну все, думаем, приплыли. И троса нет, чтобы нас кто-то выдернул.
Благо у пункта сдачи чермета мы оказались не одни. На помощь пришел «газелист», он первым стоял в очереди и первым предложил помощь. Его напарник попог подтолкнуть паркетник сзади, а он потянул спереди. Выбрались в два счета. Низкий вам поклон, ребята! Лишний раз убеждаюсь: если сам кому-то помогаешь, и тебе обзятельно помогут.
Приемщик удивился, мол, что это мы тут делаем на легковушке без прицепа. Намекнули, что в багажнике коленвал от «МАЗа» ну и так, по «мелочи». Приемщик тут же объяснил, что делать. Для заезда нужент паспорт и свидетельство о регистрации ТС. Только тогда дадут пропуск. Заезжаю на весы, потом иду к кассе. Мы уже знаем, что здесь принимают только чермет по цене 10 500 рублей за тонну. «Дастер» с грузом поятнул на 1800 кг. Отдаю кассиру пропуск и паспорт. Пришлось расписаться на шести или семи листах и позволить сделать фото на камеру. Такими же камерами снимают в банке, когда берешь кредит. Еще на весах сотрудник пункта приема в желтой жилетке сдалал несколько фотографий нашего железа в машине. Постепенно начинаю волноваться — мало ли что. Перед тем как ехать на этот «чермет», сосед предупредил, что здесь работают легально. И еще добавил, мол, там не обманут.
В конце нашей эпопеи со сдачей металлолома еще немного пришлось поработать грузчиками. Выкинули из машины все железо в то место, где нам указал парень в желтой жилетке. Он же, не без иронии, наблюдал за нами. Наверное, сразу понял, что в этом деле мы «чайники». При виде денег у Сергея Ханина от радости вытянулись усы. Давно я его на наших «заработках» таким не видел! Оказывется, мы взяли на борт 330 кг. За чермет нам дали вместе с кассовым чеком 3300 рублей.
Владелец гаража отдал эти деньги нам. Как оказалось, он изначально не планировал их делить. Втроем подумали, что на эти деньги можно купить болгарку и порезать все, что осталось. Заодно покромсать на листы и сам гараж да сдать его на металлолом. Их и так продают по цене чермета.
Полезная информация для тех, кто тоже бредит поиском и сдачей металлолома
— рельсы и все, что связано с железной дорогой, в пункте приема чермета не принимают (про могильные оградки и канализационные люки и так понятно — ими вас тут и огреют, вернее сказать, кроме срока за них вы ничего не получите);
— выкопанное из земли железо теряет в цене до 30 процентов (на усмотрение приемщика);
— грязь и снег, судя по объявлению, тоже не принимают, все железо придется чистить (владелец пункта «чермета» с юмором);
— все закрытые емкости не принимают, их нужно разрезать пополам либо делать большие окошки, чтобы посмотреть, пустая эта емкость или нет;
— можно смело сдавать металлолом на сумму до 250 тысяч рублей в год без налогов.
— для заработка на сборе металлолома помимо инстурументов нужен либо прицеп к машине, либо грузовичок вроде «УАЗика» или «ГАЗели», иначе быстро уйдете в минус.
Еще по теме
Испытано на себе: сколько можно заработать на сборе грибов
Испытано на себе: как мы кедровые шишки собирали
Испытано на себе: ищем возможность быстро заработать
Испытано на себе: как корреспондент «Вслух.ру» торговал на улице