В 21 веке нужны люди, которые не являются потребителями полученных до них знаний, а сами создают новые знания.
_Система образования в Сингапуре оценивается как одна из лучших в мире. Кое-что из методики преподавания у своих коллег из азиатской страны решили взять на вооружение тюменские педагоги. Приживется ли на нашей почве сингапурский опыт?_
Сингапур воспитывает лидеров
С 1995 года, сингапурские школьники показывают лучшие в мире результаты в сравнительных международных тестах знаний по математике и естественным наукам. Молодая нация добилась выдающихся успехов, выстроив систему образования с нуля за короткий срок. Еще 50 лет назад Сингапур был страной третьего мира, а сейчас является высокоразвитой державой с высоким уровнем жизни. Одним из факторов успеха стала ставка на развитие человеческого капитала. Стране нужно было создать такую систему образования, которая могла подготовить конкурентоспособных профессионалов.
В своей статье, опубликованной в журнале «Вопросы образования» в 2010 году по итогам поездки делегации Татарстана в Сингапур, ее участники — педагоги Тимирхан Алишев и Альберт Гильмутдинов, пишут: «Будущее города-государства непосредственно связывалось со способностью его граждан обучаться, и делать это на протяжении всей своей жизни. В XXI веке качество образования является критическим фактором для выживания и процветания нации, оно определяет уровень национального богатства. На современном этапе в Сингапуре принято десятилетнее школьное обучение, включая шестилетнее начальное, в течение которого дети могут принимать участие в большом количестве разнообразных учебных программ. На этой стадии школьникам предоставлен широкий выбор образовательных возможностей, тем самым система адаптируется под нужды каждого ребенка.
В 2004—2008 гг. произошла постепенная отмена потокового обучения в начальной школе, теперь индивидуальные программы обучения складываются из комбинаций тех предметов, которые изучают ученики по собственному выбору и по рекомендации школы. Министерство образования пришло к выводу, что группирование детей в раннем возрасте по уровню способностей не повышает успеваемость, а скорее снижает мотивацию к обучению и ведет к застою. На этапе среднего образования при формальном сохранении потоков была увеличена гибкость системы: школьникам предоставили возможность изменять направление обучения в случае изменения их академической успеваемости.
Особое внимание в образовательном процессе уделяется предметам естественнонаучного цикла, математике и языковой подготовке. Однако школьники вовлечены в обучение не только на уроках. Большое количество времени в школе отводится на дополнительные виды деятельности, связанные с реализацией каких-либо проектов, занятиями спортом, творчеством
Первый — Татарстан
Российской системе образования тоже хотелось бы видеть выпускников школ лидерами, способными работать в команде, а потому некоторые приемы сингапурских учителей было решено опробовать в российских школах. Первым регионом, где стартовал эксперимент, стал Татарстан. С 2010 года педагоги получают новые навыки работы.
«Наша цель — обучить всех учителей республики, а это 33 тыс. человек. Сейчас обучены 29 тыс., 19 тыс. из них прошли через две разные программы. В Татарстане уже огромное количество школ работает по сингапурской методике, есть те, кто сейчас переходит на нее. Нужно понимать, что этот процесс сложный, поскольку каждому учителю необходимо рефлексировать и менять в себе очень многое — от стиля говорения до стиля преподавания, но именно эти изменения могут принести результат. Чем сплоченнее коллектив, тем легче и быстрее пойдет процесс», — об этом корреспонденту «Вслух.ру» рассказала руководитель проекта в Республике Татарстан Лилия Мухамедшина. Она приехала в Тюмень, где программа только-только стартует.
Новый фокус
Три дня в областной столице проходило обучение учителей и руководителей школ города. Им предложили изменить свой взгляд на работу с учениками.
«Как строится урок в российской школе? Учитель говорит — ученики слушают. Сингапурцы предлагают пересмотреть методы преподавания. 21 век требует другого подхода, поскольку от выпускника школы теперь необходимы такие навыки как сотрудничество, критическое и креативное мышление, коммуникативные навыки, — уверен коуч Майк Тируман. — А потому ученик не должен просто сидеть и слушать. Он должен выполнять все задания самостоятельно, приобретать не только знания, но и навыки. Зачем давать те знания, которые сегодня находятся в телефонах, планшетах, компьютерах? Роль учителя как передатчика готовых знаний изжила себя. Необходимо научить школьника думать самостоятельно. Педагог становится фаселитатором, он помогает детям добывать знания самостоятельно».
Тируман указал на то, что при традиционном обучении весь фокус приходится на учителя, тогда как нужно перенести фокус на ученика. Именно школьник говорит, делает, презентует, а не учитель.
В сингапурских классах детей не то что меньше, чем у нас, но на десяток больше. Средняя наполняемость — 40 человек. Учитель не стремится взаимодействовать с каждым учеником, он работает с группами, но так, чтобы в процессе был занят каждый из этих 40. «Отличие нашей системы — работа в команде. Такое обучение школьников оправдано, так как трудиться в будущем им предстоит тоже в команде», — уточнил Майк Тируман и заверил, что в их стране эта методика доказала свою эффективность. Это значит, что ученики, выпускающиеся из школы, способны найти свое место в жизни и вложиться в развитие общества. В 21 веке нужны люди, которые не являются потребителями полученных до них знаний, а сами создают новые знания.
Работа в команде — это плюс
Среди участников трехдневного семинара была директор тюменской школы № 15 Наталья Фомичева. По ее мнению, в системе российского образования есть очень много эффективных технологий, но это не значит, что не нужно знакомиться с зарубежным опытом.
«Сингапурская методика мне импонирует тем, что все технологии располагаются очень системно, понятно, одна следует за другой. Сначала ребенка нужно раскрепостить, потом ввести именно в эту аудиторию, именно с этими детьми и только потом давать ему познавательные навыки и информацию. Сначала беспокоилась, что будет слишком много IT-технологий, как это сейчас модно, но оказалось, что здесь больше деятельностного подхода, много активных форм познания. Для себя отметила командные формы работы с детьми, они будут полезны на любых предметах. Активные, подвижные в интеллектуальном плане формы обучения есть и у нас. Наш учитель тоже знает, что лучше всего информация усваивается на эмоциональном подъеме, но повторюсь, здесь видна систематизация. Технологии вполне применимы в больших коллективах. В школе № 15, где средняя наполняемость класса 31 человек, их смело можно использовать», — уверяет директор школы.
Приведем примеры приемов, используемых в сингапурских школах. Микс-фриз-груп (Mix-Freeze-Group) — участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос. Раунд тейбл (Round Table) — учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги. Уиз-куиз-трейд (Quiz-Quiz-Trade) — «опроси-опроси-обменяйся карточками» — учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.
Взяв на вооружение зарубежный опыт, необязательно перечеркивать все, что было наработано российской школой за много лет. Можно успешно соединить нашу теорию и практику с тем, что внедряют в других странах.
Если опустятся руки
Помогать работать с новым инструментом тюменским учителям помогут в Тюменском областном государственном институте развития регионального образования. Сопровождение необходимо, так как учитель, вернувшись в свою школу и начав применять сингапурскую методику в работе, может сказать: «Я попробовал, но у меня не получилось». В теории все казалось легким, на практике, с реальными детьми — гораздо сложнее. Что же делать, если опускаются руки? ТОГИРРО обещает разъяснить, помочь, поддержать.
Проректор института Марина Кускова считает, что педагог должен учиться постоянно и делать это увлеченно. Пройдя хорошую вузовскую школу, получив академическое образование, необходимо знакомиться и с зарубежным опытом. «Почему наши дети не бегут с радостью в школу? Наверное, потому, что они хотели бы там не только получать знания, но еще и общаться. Наша школа и наш учитель к такому не готовы, для него главное — дать информацию, а ведь успешно приобрести знания можно и во взаимодействии с друг другом. Допускаю, что мы не очень успешно обучаем коммуникации, а именно на ней построена сингапурская методика, — рассказала Кускова. — Приемы наших гостей нацелены на развитие такого важного навыка как умение работать в команде. Очень важно создать для школьников комфортную среду, о чем тоже говорилось на семинаре. Скажу, что в Тюменской области этому вопросу уделяется большое внимание. Самое главное, чтобы ребенок не боялся быть в школе. Новые приемы помогут обеспечить интерес друг к другу как между учениками, так и между учителями и учащимися. Ребенок проводит в школе большую часть времени, для него 45 минут — это маленькая жизнь. Учителя, сделайте ее неповторимой, удивительной!»
80 учителей и руководителей школ прошли обучение у специалистов из Сингапура. Уже сейчас они смогут применять полученные знания в своих образовательных учреждениях. Новый опыт им придется адаптировать и пропускать через себя, поменять взгляд на свою роль и роль ученика, измениться самим, чтобы выпустить из стен школы человека 21 века. В марте сингапурские специалисты приедут в Тюмень, побывают в школах и увидят, как на практике реализуется их методика. До повторного визита зарубежных коллег осталось немного времени, но они уверены — его хватит, чтобы понять, приживутся ли их наработки на тюменской земле.