Dipol FM | 105,6 fm

Экология по-тюменски: Почему у нас меньше парков, чем в Екатеринбурге

Город ширится и переживает болезни роста, – жертвуя тротуарами, скверами, избавляясь от старых построек.

Наш город ширится и переживает болезни роста, — жертвуя тротуарами, скверами, избавляясь от старых построек. При этом областная столица регулярно получает статус «Самого благоустроенного города России». С 2005 по 2008 год Тюмень в этом конкурсе занимала третье место среди сотни городов, когда в России их насчитывается чуть более 1000. Мы пообщались с экспертами, а также спросили тюменцев, где им удобно гулять, заниматься бегом, устраивать пикники, кататься на велосипеде, что устраивает или угнетает в собственном городе.

По нашему мнению, при разговоре о городском комфорте мы должны оценивать, по крайней мере, доступность инфраструктуры и при этом учесть уровень экопотерь, который неизбежно сопровождает развитие города.

Экологи о минусах

Коллегия экологов озабочена тем, что потери воды в централизованном водопроводе составляют 30%. Тура давно получила статус грязной реки.

Немного о дорогах. Из 1 300 км городских улиц 300 км не имеют твердого покрытия, ливневая канализация есть на 100 км улиц. Следствие — грязь и пыль, «пылевые бури», смог, рост заболеваний органов дыхания. Воздушная среда в течение последних 15 лет почти ежегодно в государственном докладе Минприроды Р Ф характеризуется как неудовлетворительная, имеет существенное превышение ПДК по 5−6 показателям.

Дальше — парков в городе всего три, а по норме должно быть семь-восемь. В том же Екатеринбурге, который поругивают за плохую экологию, населения всего в два раза больше, чем в Тюмени, а парков там 14. Экологи также трубят о катастрофическом сокращении зеленых насаждений: в 2013 году в городе посажено примерно 800, снесено порядка 5 000 деревьев плюс погибло около 500. «Не только вырубка виновата, — замечает глава Коллегии экологов Альберт Фахрутдинов. — 90% всех зеленых зон находится в неудовлетворительном состоянии. Последний пример — гибель в прошлом году примерно 50 саженцев березы на ул. Котовского от ул. Мельникайте до ул. Одесская.

Не стоит забывать о пробках, превращении многих дворовых территорий жилых домов в автостоянки, отсутствии в некоторых новых микрорайонах скверов, парков и дворового озеленения, захламлении окружающих лесов, его гибели от весенних пожаров…

Департамент недропользования и экологии Тюменской области более осторожен в выводах, его отчеты касаются проведения плановых проверок в рамках регионального госэконадзора. Основные нарушения происходят в области обращения с отходами и качества атмосферного воздуха. К примеру, за март 2014 года проведено 96 проверок, собрано штрафов на сумму 239 тысяч рублей.

Теперь о плюсах

Муниципалитет регулярно отчитывается — о проведенном и перспективном благоустройстве, в рамках трехлетней муниципальной программы «Развитие благоустройства и охраны окружающей среды города Тюмени на 2015−2017 годы». Новая трехлетняя программа только формируется, граждане могут вносить свои предложения. Пока известно, к примеру, что город будет и дальше ремонтировать дворы, создавать парковочные места, возьмется за обустройство сквера «Серебряные ключи» в Восточном административном округе (11 тыс. кв. м), а также между домами на Котовского — Пржевальского и Щербакова, 174. Для этого нужно около 600 млн рублей.

В прошлом году на озеленение и содержание парков и скверов из бюджета области было потрачено 12 млн 459 тыс. рублей. На территории Центрального округа, под чьим шефством находятся 54 озелененные территории площадью 690 тыс. кв. м, закончено благоустройство площади Борцов Революции. В этом году здесь будет запущен фонтан. Выполнен капитальный ремонт 4,583 км дорог. Обустроено автомобильных парковок на 400 машино-мест на центральных улицах и еще 540 — во дворах. Кстати, комплексное благоустройство дворовых территорий — наиболее показательная работа муниципалитета. В Центральном округе за год благоустроили, к примеру, 20 дворов.

Руководитель управы Ленинского округа Максим Афанасьев, в свою очередь, рассказал, что на его подшефной территории был благоустроен сквер «Тенистый». В этом году запланированы работы в роще у ДК «Водник», в сквере Гимназистов по ул. Одесской, в сквере в районе ул. Мельникайте у кафе «Рябинушка» и других.

В Калининском административном округе прибавилось почти 32 км дорог с асфальтобетонным покрытием, выполнено благоустройство девяти дворов: ремонт проездов и тротуаров, водоотведение, уличное освещение, обустройство детских и спортивных площадок, озеленение, ремонт 16 спортивных площадок, на 11 дворовых территориях появились турники. В сквере «Юность» появились хоккейный корт и крытое спортивное сооружение. Этот сквер, а также и зеленая зона в районе улиц Интернациональная — Восстания — Аккумуляторная, занимающая площадь 3,1 га — обзавелись велосипедными дорожками длиною 1,5 км.

Конечно, Тюмень — не южный город, чтобы для сезонного транспорта специальные дорожки строить. Однако у велобайкеров, среди которых выделилась группа любителей всесезонной езды, свое мнение на этот счет. Их не смущает отсутствие цивилизованных условий. Веломеньшинство растет, их упорство заслуживает лучшей доли.

Жители уполномочены заявить

На вопросы нашей анкеты, касающейся проблем городского комфорта, ответили около двадцати участников из совершенно разных сфер деятельности. Большинство объединяет наличие в семье маленьких детей, активная жизненная позиция, яркий общественный темперамент.

По мнению горожан, Тюмень пока не заслуживает статуса экологичного города, впрочем, добавляют многие, для городов (где место под солнцем отвоевали камень, стекло, асфальт, бетон) это норма. Где же, по их мнению, находятся самые экологически небезопасные территории? В зоне промышленных производств — и, согласно розе ветров, к северо-востоку от них. А также — на главных транспортных узлах, в местах пересечений крупных автомагистралей: ул. Республики с ул. М. Тореза, с ул. Холодильная, с ул. Профсоюзная, с ул. Мельникайте, район моста на Пермякова, район «Стрелы», а также район, примыкающий к железной дороге.

Какие факторы экозагрязнения являются самыми актуальными? Негатив вызывают грязь, автомобили, подозрительная вода из труб, отсутствие культуры раздельного сбора мусора, а также мусороперерабатывающего завода, нецивилизованные полигоны ТБО, шум, пыль.

Самая яркая примета, тут опрошенные единогласны, — это автотранспорт. Причем горожане осознают, что нуждаются как в административных мерах по сокращению авто, так и в сознательном социальном движении навстречу этой идее: «Люди разучились ходить пешком!»; «Отказ от личного автотранспорта — одна из острейших проблем в городе — и экологическая, и эргономическая и, в случае с любителями внедорожников размером с танк, даже этическая», — отмечают респонденты.

Три самых-самых парка

Перейдя в анкете к теме озеленения города, мы узнаем, что, по мнению большинства опрошенных, зелени в Тюмени катастрофически не хватает — «ни по ощущениям, ни по градостроительным нормам». В связи с прогулками на свежем воздухе большинство вспоминают в первую очередь масштабные зеленые зоны: парк имени Гагарина, Гилевскую рощу, Парк Оловянникова (Бывшая дача купцов Колокольниковых), с романтичным прудом и набором редких растений, например, сибирских орхидей. Это охраняемые и при этом мало ухоженные территории. В мае прошлого года инициативная группа «Новая Тюмень» решила как-то исправить ситуацию и провела в парке субботник, собрав там 70 мешков мусора. «То, что в лесах и местах пикников у нас повсеместно располагаются стихийные свалки, тревожит меня едва ли не больше, чем появление новых производств», — заметила мама дошкольницы, вспоминая свою попытку прогуляться по близлежащей «зеленой зоне». Между тем зоны сужаются. По тревожащим слухам, в Затюменском сносят усадьбу Колокольникова и собираются строить таунхаусы, в районе рощи Гагарина, может быть, проложат дороги… По другим сведениям, их сохранят и, возможно, переосмыслят концепции отдыха, к примеру, создадут этнопарк в Гилевской роще.

«Зелени много не бывает, так почему бы не увеличить эти территории: Гилевскую рощу — до оз. Песьяное, а парк Гагарина — до оз. Круглое», — предлагает Альберт Фахрутдинов от имени Коллегии экологов. — И потом, горожане бы только приветствовали появление зелени на месте бывших предприятий: станкостроительного завода, заводов строймашин и пластмасс, аэропорта Плеханово, фанерокомбината, речпорта и тому подобных зон".

А где же зелень?

Набережная оделась в гранит, но потеряла зелень. Исчезла ивовая арочная аллея вдоль Республики (район «Космоса»). А уж то, что Мельникайте была когда-то улицей, тонущей в яблоневом цвету, никто и не вспомнит.

Горожане сожалеют о благоустройстве некоторых мест: Комсомольский сквер, парк возле медакадемии, сквер Тенистый. Особенно критикуют благоустройство сквера возле памятника Борцам революции, где и деревьев-то особо не осталось (между тем это зона бывшего дендропарка). Кроме него, сомнительными с точки зрения экологии зонами благоустройства горожане признают Сквер сибирских кошек, Чукмалдинский бульвар, сквер Юность. А Цветной бульвар, простите, на зеленую зону претендовать уже не может.

Многие зеленые зоны незначительны по размерам, но все равно дороги горожанам. Александровский сад, Текутьевский бульвар, парк медакадемии с переходом на ул. Одесская, Березовая роща, сквер Немцова — не назовешь зонами таинственных троп и буйной растительности, но хоть что-то. А многие свои тропы для гуляния торят в «заброшенных», отдаленных районах: лог, район Городища, станция Тура, район Мыса.

Вообще же многие из опрошенных уже готовы попробовать жить за городом: по сравнению с урбанистическим прессингом пригород кажется территорией «свободы» — от автомобилей, шума, пыли, опасностей, психологического дискомфорта спальных районов и чересчур шумного и пыльного центра. Происходит какая-то внутренняя тюменская эмиграция.

Согласно принципам нового урбанизма хороший современный город ориентирован на пешехода — в особенности, на ребенка или маму с коляской. Если комфортно им, хорошо и всему городу. Отсюда внимание муниципалитета должно быть концептуально направлено на создание парков-скверов-детских и спортплощадок, удобной районной инфраструктуры, а также таких деталей, как пандусы, сделан акцент на развитии общественного и экотранспорта. Если мы сможем сообща перестроиться, то сделаем серьезный шаг к нашему светлому городскому будущему.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Тюменцы могут получить остаток маткапитала в виде единовременной выплаты
Тюменцы могут получить остаток маткапитала в виде единовременной выплаты
Сумма на остатке не должна превышать 10 тысяч рублей.
#маткапитал
#деньги
#выплата
#Виталий Левенков
#СФР
#новости Тюмени
#тк
Жители центра Тюмени остались без света из-за повреждения кабеля
Жители центра Тюмени остались без света из-за повреждения кабеля
Виновных накажут.
#авария
#электричество
#СУЭНКО
#ремонт
#новости Тюмени
#тк
Чтобы прекратить мучения всей семьи, в Ишиме сын убил отца топором
Чтобы прекратить мучения всей семьи, в Ишиме сын убил отца топором
Суд учел все обстоятельства дела.
#суд
#приговор
#уголовное дело
#подросток
#Ишим
#Тюменская область
#тк
Тюменцев приглашают онлайн проверить знания в области охраны труда
Тюменцев приглашают онлайн проверить знания в области охраны труда
Успешно прошедшие тестирование получат именной диплом лауреата.
#работа
#охрана труда
#тестирование
#диплом
#новости России
#новости Тюмени
#тк
Тюменские бойцы на СВО получат от земляков шесть единиц транспорта
Тюменские бойцы на СВО получат от земляков шесть единиц транспорта
Полноприводная “ГАЗель” и УАЗ отправятся в Курскую область.
#транспорт
#техника
#СВО
#гуманитарная помощь
#новости Тюмени
#Андрей Артюхов
#Единая Россия
#тк