В Тюмени делают первые шаги по внедрению в жизнь конвенции о правах инвалидов.
Помогать людям с ограниченными возможностями теперь будут не только в больницах, но и во всех общественных местах. Так в Тюмени делают первые шаги по внедрению в жизнь конвенции о правах инвалидов. Для того, чтобы оборудовать вокзалы и магазины, уйдут годы. А посодействовать их адаптации в обществе можно уже сейчас.
До дверей вокзала Марина Катманова может добраться сама. В самом зале и окошки касс, и справочное бюро — все намного выше нее. Теперь ей достаточно обратиться к любом сотруднику и помощь не заставит себя ждать. Марину сопроводят до справочного бюро, помогут купить билет и поднимут на лифте в зал ожидания. Марине ездить приходиться часто. На соревнования по танцам. Но так ее встречают на вокзале впервые. «Удобно, когда приходит человек и помогает. Когда одна, начинаешь теряться — как прорваться через очереди», — признается Марина Катманова.
В идеале она должна иметь возможность все это делать самостоятельно. Об этом говорит международная конвенция о правах инвалидов, которую ратифицировала Россия. Пока же до Европы России далеко. И большинство магазинов, вокзалов и даже больниц недоступны инвалидам во всех смыслах. И с точки зрения попадания во внутрь, и с точки зрения получения услуг.
На переоборудование общественных мест уйдут годы. Поэтому в рамках пилотного проекта придумали свои временные меры. Всем инвалидам присвоили коды из шести букв. Показал такую справку, и ничего не надо объяснять. «Буквенные коды позволяют сориентироваться, какие особенности нужно учесть, оказывая услуги», — рассказывает руководитель МСЭ по Тюменской области Надежда Олькова.
К тому же определить на глаз, что человеку нужна помощь, бывает сложно. Галина Тунгусова — председатель общества слепых. Но понять, что она сама видит только силуэты, практически не возможно. «Буквенные коды позволяют избежать лишних объяснений. Специалист уже должен знать, что мне нужна помощь в оформлении документов», — говорит Галина Тунгусова.
Справки с кодами получили более ста человек. И каждый день вскрываются новые подводные камни: кому предъявлять документ? Где искать помощь, если попасть во внутрь невозможно? Все эти вопросы еще предстоит решить и усовершенствовать систему.