Молодые тюменцы выхватывали у женщин и девушек, несущих на коромыслах воду, ведра и обливали их.
«Вслух.ру» продолжает публикацию отрывков из краеведческих очерков, входящих в новую работу исследователя Анатолия Кононенко, посвященную истории Тюмени и тюменцев в 1900—1917 годах.
Глубокая религиозность русского человека XIX — начала XX вв. влияла на различные стороны повседневной жизни: семейные отношения, воспитание детей, досуг и режим питания. Православие выступало в роли организатора духовной жизни человека, регламентировала его быт и поведение. В отношениях между мужем и женой религия ставила женщину в зависимое, униженное положение. Современники постоянно отмечали ущемленность и бесправность женщин. Разводы были затруднены, хотя и допускались русской православной церковью. Так, в Тобольской губернии за период с 1863 по 1915 годы было подано бракоразводных прошений 1287, из них в Тюмени — 43. При этом всплеск бракоразводных прошений пришелся на послереволюционный период 1907 — 1915 годы — 563, из них 26 в Тюмени. Основной причиной разводов были прелюбодеяния и супружеские измены. В среднем бракоразводный процесс занимал 3 — 5 лет. Для его осуществления требовались показания двоих свидетелей, либо подтверждение многолетнего отсутствия одного из супругов. При этом на виновника распада семьи накладывалась семилетняя епитимья. В период I мировой войны жесткие требования РПЦ к разводам были несколько ослаблены.
Кроме религиозных мотивов в поведенческих практиках людей важную роль культурного кода города играли традиции. Так, в день Агриппины Купальщицы 23 июня и Ивана Купалы 24 июня молодые тюменцы традиционно «нападали» на женщин и девушек, несущих на коромыслах воду, выхватывали ведра и обливали их. Это сопровождалось скабрезными шутками по поводу женских форм. Впрочем, так же поступали женщины и дети, без разбору обливая встречных людей водой. Многим это не нравилось. Облитым водой с головы до ног мог оказаться любой прохожий, без оглядки на чины и звания.