Ежегодно музей «Дом Машарова» придумывает к началу школьных каникул новую выставку.
Ежегодно музей «Дом Машарова» придумывает к началу школьных каникул новую выставку. По опыту прошлых лет, на ней отбоя не будет от ребятишек из детских лагерей. На самом же открытии было совсем немного юных зрителей.
Выставку «На детской половине» создала Ирина Зевайкина. Для нее это дебютная работа. И надо отметить, что первый блин не вышел комом.
Автор объединила в небольшом зале французские, немецкие и советские игрушки за период с конца XIX века до 80-х годов XX века. Большая часть экспонатов — из фондов музейного комплекса, пять кукол предоставил Тюменский музей-галерея авторских кукол и игрушек.
Экспозиция показывает, какими куклами и грузовиками играли дети разных стран в разное время, и, что немаловажно, позволяет окунуться в детство. Одна из посетительниц выставки заметила на открытии: «У меня были вот такие», — показывая на пластмассовых крокодила Гену и Чебурашку.
Изначально у кукол была серьезная функция — оберегать хозяина. Франция же подарила нам куклу, с которой можно играть. В XIX веке были распространены фарфоровые куклы родом из этой страны. Они были ужасно дорогие, и тогда в Германии придумали выпускать из фарфора только головки, а туловище делали из папье-маше, дерева, ткани. Миниатюрная кукольная головка (около 2 см) была найдена на чердаке нынешнего музея «Дом Машарова». Ирина Зевайкина предполагает, что с ней могли играть дочери владельца особняка Николая Дмитриевича Машарова.
Такие куклы называют бесхарактерными. Лицо не выражает эмоций, как правило, у них широко распахнутые глаза, пышные ресницы, розовые щеки. Если на кукле платье с рюшечками, значит, это девочка, а если матросский костюм — мальчик.
К характерным куклам можно отнести трехлицую. У куклы с таким названием есть на голове винтик, с каждым поворотом которого меняется выражение лица: спит, плачет, смеется. На выставке есть две трехлицые куклы с рабочим механизмом.
Необычной может показаться кукла-перевертыш. Одна часть куклы бодрствует, а другая — спит. Секрет «куклы два в одном» уходит корнями в театральные традиции. Когда в представлении много персонажей и мало актеров и требуется быстрая смена кукол, то делают так: сверху один герой, снизу — другой.
Игрушки, прежде чем попасть на прилавок магазина, проходили множество проверок. И далеко не все из-за этого попадали в детские руки. В такой ситуации оказался пупс из папье-маше, сделанный в Тюмени в 1945 году. Считалось, что игрушка должна дарить только радость малышу, а у этой куклы слишком грустное лицо.
Делали в Тюмени и пластмассовые игрушки. Выпускал их завод «Пластмасс». По предположению автора выставки, в послевоенное время крупные заводы по производству игрушек не справлялись, приходилось этим заниматься и непрофильным предприятиям.
Есть на выставке хорошо знакомые нам персонажи, например Олимпийский мишка, и те, которые были популярны только за границей. Одним из таких является песочный человек. В сказках Андерсена он добрый, у Гофмана — злой. В разное время игрушке придавали разное значение. Например, в одной из сказок песочный человек приходил к непослушным детям, посыпал глаза песком и забирал их собой. Родители в Германии пугали им детей.
Кроме кукол, на выставке представлены животные из папье-маше (коровы и собаки на дощечке с колесами), головоломки, настольные игры, автомобили, пистолеты.
После экскурсии посетителям показывают диафильм на фильмоскопе. Современные дети уже не знают, что это такое.