Зрителям Лариса Пастернак известна как мастер мелкой пластики. Ее излюбленная тема - это люди Севера, о них она рассказывает с помощью глины с юмором и нежностью.
Глина — материал теплый и послушный, умелые руки могут сотворить с ним чудо. То, что у мастерицы из Нягани Ларисы Пастернак есть и умелые руки, и острый взгляд, показала выставка «Тепло глины Севера», которая открылась в Тюмени в музее изобразительных искусств.
Зрителям художница известна как мастер мелкой пластики. Ее излюбленная тема — это люди Севера, о них она рассказывает с помощью глины с юмором и нежностью.
Ее работы — это галерея портретных образов. Лариса Пастернк создает характерных персонажей. «Например, „Леший“. Мне эта работа очень нравится. Изображен человек, в котором чувствуется лукавство», — поделилась искусствовед Вера Субботина своими впечатлениями и добавила, что люди у художницы лишены сусальности, они такие, какие есть. Интересно и то, что изображая северян, мастерица не делает этнографическую зарисовку, её волнует прежде всего человек, это люди с определенным характером, судьбой, в конкретных ситуациях.
Рассматривая серию «Шаманы», легко узнать черты Минсалима Тимергазеева. «Это очень мягкая, шутливая интерпретация образа известного костореза», — отметила искусствовед.
И на выставке, и в целом в творчестве Пастернак большое место занимают работы, изображающие детей. Моментов, в которых художница как-будто застала ребятишек, масса: вот парочка мечтателей; вот мальчик, помогающий отцу на охоте; а здесь ученик, опять получивший двойку и ребятишки, играющие в шаманов. Детей Лариса Петровна изображает с большей любовью, чем кого бы то ни было.
Мастерица владеет различными техниками. Как она сама говорит, работая над очередной скульптурой, в процессе, понимает, чего потребует глина: нужно ли будет затонировать ее или покрыть глазурью, а, быть может, оставить естественный цвет.
Работа «Мастерица» обращает на себя особое внимание, если знать биографию Ларисы Пастернак. Скульптура изображает женщину, лепящую горшок с помощью древней технологии — ленточной. Автор работы знает об этой технологии не понаслышке — она занимается реконструкцией архаических глиняных сосудов с сохранением древней технологии изготовления, которая применялась народами, населявшими Север. Посетители музеев чаще видят только черепки, оставшиеся от посуды тысячелетней давности. Пастернак дает возможность увидеть, как выглядели горшки, корчаги, крынки многие века назад. Знакомство с архаической керамикой стало благодатной почвой для возникновения новых впечатлений, на основе которых Лариса Пастернак создает свои работы.