Ностальгировали по старому доброму времени, но более ностальгировали по добрым отношениям.
«Благодаря Кузьмичу, в большей степени, театр до сих пор стоит на ногах», — сказал накануне на презентации телевизионного фильма «Папа Кузя» директор тюменского драмтеатра Сергей Осинцев. «Папа Кузя» — так называли Александра Кузьмича Калугина, возглавлявшего Тюменский областной театр драмы с начала 60-х до 1983 года. Черно-белые кадры буквально по секундочкам любовно собраны режиссером Верой Федоровой: старое здание театра, еще не забытый уютный зрительный зал, лица актеров и сотрудников различных служб и цехов, веселые сборы на гастроли, заседания, совместные вылазки на природу. Целая эпоха, которая ушла вместе с двумя личностями — Калугиным и Плавинским. Именно так чаще и называют эти две фамилии — в связке. Директор и главный режиссер. Их усилиями тюменский драматический театр занимал свое достойное место на творческой карте страны. «Сплав творчества и мудрого руководства дал заряд коллективу театра прожить долгие годы, как единая семья, пережить смутное время и состояться как театральное явление региона. Уникальный тандем Александра Калугина и главного режиссера Евгения Плавинского более 20 лет обеспечивал успех театра и в Тюмени, и на гастролях в Украине, Москве, Волгограде, Куйбышеве, Ульяновске, Нижнем Новгороде. В репертуаре театра того времени были спектакли по произведениям, ставшим вершиной мировой, русской и советской драматургии. Особенно выделялись премьеры по пьесам Островского, „Мария Стюарт“ Шиллера, „Король Лир“ и „Укрощение строптивой“ Шекспира. Тюменские постановки пьес Шекспира были признаны одними из лучших, в связи с чем Евгения Плавинского даже приглашали в Лондон», — сообщалось в анонсе презентации. В этот вечер много говорили о семейной атмосфере, которая царила в театре, о том, как заботился директор о своем коллективе. При нем закупали лыжи-коньки-шахматы и прочие бильярды для активного отдыха. Если Кузьмичу казалось, что маловато народу ездит отдыхать в выходной понедельник на театральную дачу, которую, кстати, построили своими руками, то он переживал и просил «усилить спортивно-массовую работу». Он помнил по именам всех детей сотрудников и даже спустя годы неизменно интересовался их делами и здоровьем. Старался «выбивать» квартиры, делал отсрочки от армии. Как образно сказал артист Сергей Белозерских, которого тоже «отсрачивали» от армии: «Стена была огромная между мной и государством — Калугин».Ностальгировали по старому доброму времени, но более ностальгировали по добрым отношениям. С удовольствием присутствующие вспоминали дела и слова своего любимого директора, а также байки, с ним связанные. Например, как Калугин самолетом командовал. Артисты все сидят уже в самолете. Стюардесса предлагает пристегнуть ремни, мол, взлетаем сейчас. И в это время Александр Кузьмич говорит: «Нет, не взлетаем! У нас артист опаздывает». Стюардесса несколько озадачилась и отправилась к командиру экипажа — что делать? «А тогда, — предположил рассказчик Владимир Орел, — видать не так строго было, летчик говорит, дескать, ладно, подождем. И тут Калугин вновь: «Ну, семеро одного не ждут. Летим!"Подшучивали над директором (говорят, Леонид Окунев его прекрасно пародировал!), но и трепетали. Своеобразный голосок Кузьмича, не богатырская фигура, а скажет слово — и народ замрет. Сам Евгений Плавинский перед входом в директорский кабинет словно уменьшался в росте. Калугин был из тех руководителей, отметил Александр Васильевич Мальцев, один из экс-руководителей местной культурой в советские времена, — кто «вызревает» со своим решением и отстаивает его. Получается, что Калугин свои решения отстаивал, а вот его самого отстоять оказалось некому. До сих пор вопрос, кто и почему снял директора прямо на гастролях, остается открытым. Теоретически понятно — партия сама поставила — Александр Кузьмич был партийным работником, — сама сняла. Конкретный автор идеи остался для коллектива театра неизвестен. Причины тоже никто не считал нужным объяснять. Но после этого началась, как сказали актеры, «директорская чехарда». Калугин отправился на пенсию, хотя мог свободно руководить театром еще лет 15 — столько у него было энергии, уверены «старожилы» драмы. Плавинский перешел вскоре на преподавательскую работу в Тюменское училище искусств. А в истории областного драматического театра завершилась целая эпоха."Грустный фильм. Не довелось, к сожалению, поработать с Калугиным, но чуть-чуть захватил Плавинского. Я месяц — директор театра, и мне очень страшно — театр не нужен государству. И мне страшно, что я никогда не буду таким директором, как Калугин. Но я буду стараться», — сказал на презентации Сергей Осинцев. Новый директор посетовал, что мало актеров пришло на просмотр — «может, заняты…» И пообещал, что «Папу Кузю» покажут в театре еще. Напомним, «Папа Кузя» — это совместный творческий проект тюменского отделения Союза театральных деятелей РФ и ВГТРК «Регион-Тюмень». Автор идеи фильма — заслуженный артист России Владимир Орел, режиссер — Вера Федорова, автор сценария — Валерий Чупин.