Как меняет жизнь тюменцев переход на прямые договоры с коммунальщиками : Недвижимость : Вслух.ру : Новости Тюмень

Как меняет жизнь тюменцев переход на прямые договоры с коммунальщиками

рубрика: Недвижимость

Автор:

Кто выиграл от этого новшества и есть ли выгода для собственников жилья?


Полтора года назад у жителей страны появилась возможность заключать прямые договоры с компаниями, поставляющими тепло, газ, электричество и воду. Эта инициатива должна была навести порядок в сфере предоставления коммунальных услуг. Сегодня более половины всех многоквартирных домов в Тюменской области уже перешли на прямые расчеты с водоканалом и компанией «Газпром энергосбыт Тюмень». Что это изменило, кто от этого выиграл и есть ли выгода для собственников жилья, выяснял «Вслух.ру».

По данным региональной Госжилинспекции, на сегодняшний день в Тюменской области насчитывается 9 500 многоквартирных домов. Из них на прямые договоры по электроснабжению перешли три четверти (примерно 7 125 домов), по водоснабжению - более половины.

Такую возможность собственникам жилья предоставил 59 ФЗ, вступивший в силу 3 апреля 2018 года. По мнению законодателей, эта инициатива должна была лишить недобросовестные УК, ТСЖ и ЖСК заработать на обороте денежных средств.

«УК, как посредники, получали деньги за ресурсы, но далеко не все сразу же отправляли их адресатам. А порядка трех-четырех месяцев придерживали у себя. Кто-то использовал их в отдельном бизнесе, кто-то кредиты свои перекрывал. Не платили, пока претензия не придет или пока ресурсники не подадут в суд. В 2017-2018 годах после ряда уголовных дел в этой сфере начали наводить порядок. Желающих нагреть руки на чужих деньгах поубавилось», - констатирует юрист в сфере жилищно-коммунального хозяйства Денис Орлов.

Кому выгодно?

На первый взгляд переход на «прямые платежи» выгоден только ресурсникам, ведь по логике они будут получать деньги вовремя и в полном объеме. Оказалось, что это действительно так. «Перевод управляющих компаний и ТСЖ областного центра на прямые договоры с «Тюмень Водоканалом» идет с 2016 года. Тогда водоканал начал процесс перевода в первую очередь тех компаний, где имелись систематические неплатежи или проходили процессы, связанные с банкротством. За два года на прямые договоры с потребителями перешли все проблемные УК и ТСЖ.

Сейчас предприятие инициирует перевод на прямые расчеты тех управляющих компаний и ТСЖ, где задолженность превышает два месяца. В результате проведенной работы удалось значительно повысить собираемость платежей за услуги водоканала. Если по итогам 2016 года этот показатель был на уровне 93,5%, то в конце 2018 года достиг 97,7%», - отмечает коммерческий директор «Тюмень Водоканал» Данил Пономаренко.

Однако «прямые отношения» на руку и самим собственникам, уверен Денис Орлов. «Некоторые управляющие компании, чтобы покрыть долги за неплательщиков перед ресурсниками, брали деньги, например, из статей за текущий ремонт и содержание. И ничего не вкладывали в дом. Если же у вас «прямые договоры», то УК занимаются только жилищными услугами. Так что вы вправе прийти и спросить, например, почему не делается текущий ремонт. Если раньше была отговорка: «Извините, у нас должники, и ресурсники в суд подали – деньги пошли на погашение задолженности», то теперь подобного быть не может», - объясняет Денис Орлов.

Впрочем, и сами УК довольны нововведением. «Для нас переход на прямые договоры удобен тем, что с их введением нам не нужно гонять лишние деньги. РСО – это монополисты, и они ставят нас в определенные договорные рамки. Так, мы должны оплачивать им полную сумму за поставленные ресурсы по итогам предыдущего месяца до 15 числа текущего месяца. Это огромные деньги. Мы не успеваем собрать всю сумму с жильцов, поэтому приходится перечислять средства из других расходных статей. В противном случае нам выставят пени, а они весьма существенные», - делится мнением руководитель управляющей компании «Дуэт» Яков Щепелин. На сегодняшний день в управлении этой компании находится 20 домов, с 1 сентября 2019 года жители четырех домов (№60 по улице Федюнинского, а также №3, 5 и 7 по улице А. Митинского) на общем собрании проголосовали за переход на прямые договоры с компаниями «Тюмень Водоканал» и «Газпром энергосбыт Тюмень».

Как перейти на «прямые договоры»?

Для перехода на «прямые договоры» потребуется инициировать общее собрание жильцов и получить согласие от 50% собственников. «Любой собственник, который захотел перейти на «прямые договоры», в праве инициировать проведение общего собрания: сформулировать повестку, распечатать бюллетени, в конце концов, пройти по соседям и попросить их проголосовать. Затем нужно подвести итоги и направить протокол в УК или ТСЖ. Последние обязаны передать этот протокол в ресурсоснабжающую организацию», - объясняет Денис Орлов.

Однако, как пояснили в региональной жилищной инспекции, и сами ресурсники могут инициировать такой переход в случае, если признанная или подтвержденная судебным актом задолженность управляющей организации или ТСЖ равна или превышает две среднемесячные суммы задолженности.

При этом несмотря на то, что после заключения «прямых договоров» за качество ресурсов несут ответственность сами коммунальщики, потребители вправе по-прежнему направлять свои претензии в УК или ТСЖ. Управляющие организации обязаны взаимодействовать с РСО при рассмотрении обращений потребителей, совместно с поставщиками проводить проверки изложенных обращений и фактов, отметили в Жилищной инспекции Тюменской области.

Сколько будет счетов?

Многие опасаются, что с переходом на «прямые договоры» увеличится и количество платежек. Это действительно так. По сути, у каждого поставщика свой счет и своя квитанция. С такой проблемой столкнулись жители дома №14 по улице Менделеева. С 1 мая 2019 года они перешли на «прямые договоры» с «Тюмень Водоканалом», «Газпром энергосбыт Тюменью» и «УСТЭК», в результате получили кипу бумаг. «Очень неудобно, если честно. Во-первых, объявления об этом переходе мы не увидели – на информационной доске так много всего, сразу и не заметишь. А наша управляющая компания дополнительно не предупредила. В итоге у нас образовался долг по воде примерно в пять тысяч рублей. Оказалось, что мы не туда платили. Очень долго разбирались. Только спустя несколько месяцев выяснили, что теперь платим напрямую. Во-вторых, увеличилось количество квитанций. Мы получаем отдельные платежки за свет, воду и так далее, а от ТРИЦа нам приходит счет за капремонт и вывоз мусора. В общем, мы привыкли, что управляющая компания всем этим занималась, нам теперь неудобно платить», - возмущается жительница этого дома Светлана.

Не множить количество бумаг поможет ТРИЦ. Если УК или ТСЖ уже обслуживается через расчетно-информационный центр, то проблем с этим вовсе не будет: у оператора единая квитанция, поэтому он сам распределяет деньги по всем поставщикам услуг.

Примером такого подхода к коммунальным платежам является дом №112/2 по улице Кремлевская. Собственники жилья здесь перешли на «прямые договоры» с «Тюмень Водоканалом» и «УСТЭК», а плату за электроэнергию по-прежнему проводят через свою управляющую компанию. «Ежемесячно мы получаем две квитанции: одну от ТРИЦа со счетами за капитальный ремонт, вывоз и утилизацию мусора, водоснабжение и теплоснабжение, вторую – от управляющей компании. В последнюю включена плата за содержание дома, текущий ремонт и другие жилищные услуги, а также счет за электроэнергию. В принципе нас это устраивает. С переходом на другую систему оплаты ничего особо не изменилось», - констатирует жительница дома Анна.

Если управляющая организация имеет свою кассу и не обслуживается в ТРИЦе, она все равно может заключить договор с платежным агентом, чтобы счета на воду, тепло и электроэнергию стали дополнительными строчками в квитанции за капитальный ремонт, а также вывоз и утилизацию ТБО. «И за перечисление в адрес ресурсоснабжающих организаций не будет никакой платы, потому что с коммунальных услуг ТРИЦ плату не берет», - подчеркивает Денис Орлов.


Другие новости

25 ноября 2019 г.

реклама