Ассоциация машиностроителей Тюменской области подвела итоги года.
Тюмень, считающаяся не только столицей нефтяной науки, но и нефтегазового машиностроения, продолжает укреплять свой производственный потенциал. Только за первые полгода свои промышленные площадки на территории Тюменской области открыли ведущие игроки рынка Baker Hughes и DYNAenergetics. Ведутся переговоры с компаниями Halliburton и Weatherford, специализирующимися на оказании нефтесервисных услуг и производстве соответствующего оборудования. Только в 2013 году общий объем продукции, реализованный местными машиностроительными предприятиями, достиг 20 млрд рублей. По итогам этого года с учетом уже запущенных площадок ожидается увеличение налоговых поступлений в бюджет области. Вместе с тем, предприятия, работающие на территории региона, испытывают и ряд сложностей в своей работе. Прежде всего, они связаны с несовершенством федерального законодательства в части проведения тендерных компаний и госзакупок.
Демпинг
Несмотря на то, что ведущими нефтяными компаниями начато освоение крупных месторождений: Мессояха, Новый Порт, Сузунское, Тагульское и ряд других, машиностроительные предприятия по-прежнему испытывают дефицит долгосрочных контрактов, отметили участники годового общего собрания Ассоциации машиностроителей Тюменской области.
По словам управляющего директора ОАО «ГМС Нефтемаш» Сергея Бахтия, на рынок нефтепромыслового оборудования и сервисных услуг все больше заходит компаний, не имеющих представления о специфике деятельности.
«Доходит до того, что в тендере участвует до 30 компаний. Причем мы, работающие в отрасли давно, ни разу ранее не встречались со своими конкурентами. Полная некомпетентность, отсутствие необходимой квалификации и опыта, но за счет демпинга им удается получить контракт. Затем они либо передают его на выполнение другой компании, либо пытаются перепродать выигранный тендер», — пояснил Сергей Бахтий.
Решение проблемы он видит в принятии закона, устанавливающего четкий порядок участия в тендерах по принципу: на миллионные контракты могут претендовать те, кто платит соответствующие суммы налогов. Инициировать разработку законопроекта предлагается через областное правительство или региональный парламент.
«В тендерах наравне с нами участвуют гаражные кооперативы, как мы их называем. В таких условиях мы никогда не сможем выиграть по цене или уйдем в убытки», — подчеркнул Сергей Бахтий.
Вторая проблема, затрудняющая получение контрактов, напрямую связана с внедрением нового закона о госзакупках. Он вступил в силу с 1 января 2014 года. Сами разработчики не раз отмечали, что закон несовершенен. И первые подтверждения этому поставщики оборудования уже ощутили на себе.
«Заказчики не могут проверить информацию о потенциальных поставщиках. В результате, госзаказ зачастую получают сомнительные компании. Процедура отмены же подобных контрактов занимается до 3 месяцев. Соответственно все графики работ и поставок сбиваются», — добавил Сергей Бахтий.
Решение всех существующих проблем в системе закупок, обеспечении прозрачных правил игры, позволило бы местным отечественным предприятия нарастить объемы заказов, повысить рентабельность производства и выйти на еще более современный технологий уровень.
Кадры
По-прежнему непростой остается и ситуация с кадровым обеспечением отрасли нефтегазового машиностроения и сервиса. Тем не менее, по словам заместителя президента Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний, генерального директора ООО «Югсон-Сервис» Анатолия Киреева, проблема все же сдвинулась с мертвой точки. Видна работа департамента образования Тюменской области в части профориентационной работы и сами предприятия стали более активно сотрудничать с Тюменским государственным нефтегазовым университетом, который по-прежнему остается главным поставщиком специалистов поставщиком кадров для нефтегазовой отрасли.
«На наше предприятие в основном требуются технологи, конструкторы, металлообработчики. 60% из работающих имеют диплом об окончании ТюмГНГУ», — отметил Анатолий Киреев.
Он рассказал, что предприятие давно и успешно взаимодействует с университетом. Студенты проходят практику в «Югсон-Сервисе», сотрудники компании выступают кураторами и рецензентами дипломных проектов. Это дает возможность еще на стадии обучения приметить наиболее подходящих для дальнейшего трудоустройства студентов. Однако работа с молодыми специалистами на этом не заканчивается. В процессе работы с более опытными сотрудниками они продолжают повышать свои профессиональные компетенции. При этом, когда принятые молодые люди становятся высококлассные специалистами, возникает другая проблема.
«Нефтедобывающие компании, которые активно запускают новые проекты и расширяют географию своей деятельности, начинают испытывать острую потребность в подготовленных кадрах. Поскольку мы не только выпускаем оборудование, но и оказываем сервисные услуги, наши специалисты могут выполнять сложные виды работ. Такие сотрудники привлекательны для нефтяных компаний и они активно переманивают наших молодых сотрудников более высокой заработной платой», — пояснил Анатолий Киреев.
При этом конкурировать по уровню оплаты труда, а также формировать заказ на специалистов, начиная с первого курса их обучения в вузах, предприятие тоже не может. Поскольку договорные отношения с заказчиками носят, как правило, краткосрочный характер. Поэтому планировать бюджет предприятия на долгосрочную перспективу — не получается.
Проблема с контрактованием также сказывается на развитие материально-технической базы многих отечественных машиностроительных предприятий, а именно российский ТЭК должен стать основой для извлечения мультипликативного эффекта за счет якорного заказа оборудования, услуг, технологий, локализации производства у местных производителей, отмечал Владимир Путин на заседании комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК в Астрахани.
Глава государства довольно жестко высказался о том, Россия не намерена отказываться от импортных поставок, но импортозамещение в ТЭК позволит ей обеспечить надежность реализации многих проектов. Поэтому производство оборудования и оказании услуг российскими компания заслуживает поддержки и будет поддержано.
Очевидно, что решение многих проблем, наблюдающихся в отечественном машиностроении кроется в неготовности нефте- и газодобывающих компаний заказывать оборудование и сервисные услуги у местных поставщиков. При этом, если еще 5-10 лет назад разговоры о том, что российское оборудование существенно уступает по качеству импортному, имели место быть, то сегодня вызывает массу споров. Отечественное машиностроение существенно продвинулись вперед и дальнейшее его развитие напрямую зависит от долгосрочных контрактов, которые позволили бы спланировать бюджет предприятий на более удаленную перспективу, предусмотрев мероприятия по техническому переоснащению.