Проект строительства Северного широтного хода, новой линии с ожидаемым объемом вывоза до 21 млн тонн грузов в год, обсуждается с 2007 года.
На заседании научно-технического совета ОАО «РЖД», которое пройдет 18 февраля в Тюмени, будут рассмотрены актуальные проекты развития транспортной инфраструктуры севера Уральского федерального округа. Заседание проведет президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. В обсуждении вопросов примут участие полномочный представитель президента в УФО Игорь Холманских, губернаторы Тюменской области [Владимир Якушев](/thesaurus/256 998), ХМАО-Югры [Наталья Комарова](/thesaurus/44 437), ЯНАО [Дмитрий Кобылкин](/thesaurus/196 722), а также представители федеральных и региональных органов власти, научных организаций и ведущих компаний-грузовладельцев.
В повестку включены вопросы транспортного обеспечения потребностей экономики региона в перевозке грузов и пассажиров; реализация крупнейших инфраструктурных проектов, направленных на усиление пропускных способностей СвЖД с учетом растущего грузопотока нефтехимических грузов с севера УФО и транзитного вагонопотока в направлении Кузбасс — Северо-Запад; технологические и организационные аспекты улучшения транспортного обслуживания предприятий.
В 2013 году при общесетевом падении на 2,8% СвЖД удалось сохранить тенденцию роста объемов перевозок: погружено 128 млн тонн грузов, что выше показателя 2012 года на 0,5% (или 700 тыс. тонн). На протяжении ряда лет на Свердловской железной дороге наблюдается тенденция системного увеличения объемов перевозок. В большой степени этому способствует активное наращивание добычи и переработки углеводородов на севере Тюменской области, сообщили «Вслух.ру» в пресс-службе СвЖД.
По сургутскому региону уровень погрузки в 2013 году превысил показатели 2012 года на 22% и составил 19,3 млн тонн. Учитывая планы развития производственных мощностей предприятий округа, объемы предъявляемых к перевозке грузов нефтехимической промышленности к 2020 году вырастут еще в 1,6 раза. При этом на СвЖД существует 558 км так называемых «барьерных мест», то есть участков с инфраструктурными ограничениями, на основных направлениях. Проекты развития железнодорожной инфраструктуры требуют значительных средств, обеспечить которые невозможно только за счет ОАО «РЖД». Поэтому решать задачу формирования достаточных инвестиционных источников необходимо в том числе с привлечением заинтересованного в инфраструктурном развитии российского бизнеса.
Проект строительства Северного широтного хода, новой линии с ожидаемым объемом вывоза до 21 млн тонн грузов в год, обсуждается с 2007 года. Строительство ключевого элемента — моста через Обь — было запланировано в мероприятиях подпрограммы «Железнодорожный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010−2015 гг.)», однако выделение средств так и не началось.
В связи с этим ОАО «РЖД» определило альтернативные возможности по обеспечению вывоза предъявляемых объемов грузов, приступив за счет собственных средств к реализации мероприятий по реконструкции и усилению участка Тобольск — Сургут, который к этому времени уже имел ограничения по пропускным способностям. Однако дальнейшее наращивание объемов перевозок без строительства Северного широтного хода потребует еще более интенсивного развития железнодорожной инфраструктуры.
В условиях бюджетных ограничений и с целью оптимизации расходования средств федерального бюджета выработан вариант реализации проекта без строительства железнодорожной линии Полуночное — Обская — Салехард с образованием Северного широтного хода Обская — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево. Создаваемый транспортный коридор общей протяженностью 707 км должен соединить Северную железную дорогу в районе станции Обская со Свердловской железной дорогой в районе станции Коротчаево. Тем самым будет обеспечен кратчайший транзит углеводородных грузов в западном направлении, а также доставка необходимых для освоения газоконденсатных и нефтяных месторождений грузов в восточном направлении и выход к Северному морскому пути через порт Сабетта.
В настоящее время подготовлено соглашение, предполагающее участие в реализации проекта Федерального агентства железнодорожного транспорта, правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, ОАО «Корпорации развития», ОАО «Газпром» и ОАО «ЯЖДК». Соглашение подписано пока только ОАО «РЖД», ОАО «ЯЖДК» и ОАО «Корпорации развития». Если проект не сможет быть реализован, то потребуется дополнительное усиление участка Тобольск — Сургут, в том числе в части строительства дорогостоящих мостовых переходов через реки Обь и Юганская Обь в районе Сургута. Кроме того, отсутствие Северного широтного хода приведет к дополнительному увеличению перевозок по Транссибирской магистрали, которая работает на пределе своих пропускных способностей.
Вместе с тем, для гарантированного вывоза растущих объемов продукции предприятий нефтегазового и химического комплекса тюменского севера ОАО «РЖД» последовательно реализует комплекс мероприятий по усилению железнодорожной инфраструктуры на данном направлении (снятие барьерных ограничений, строительство новых линий). Ярким примером может служить реализация выделенного инвестиционного проекта «Развитие участка Тобольск — Сургут», предусматривающего строительство на этом участке вторых сплошных путей.
За период 2007—2013 гг. по проекту выполнено работ на 17 млрд рублей. Построено и введено в эксплуатацию 168,3 км путей в том числе 130 км главных на 12 перегонах (Салым — Самсоновский, Карпынг-Ега — Куть-Ях, разъезд 338 км — Кармыш, Перил — Черный Сор, Ингаир — Слинкино, Кармыш — Чумбулут, Тугуньям — Нелым, Слинкино — Ильтым, Чумбулут — Светлана, Светлана — Перил, Усть-Юган — Тангинский — Островной, Аремзянка — разъезд 234 км).
В 2014 году инвестиционным бюджетом ОАО «РЖД» на выполнение проекта запланировано 10,2 млрд рублей. Выделенные средства позволят обеспечить ввод в эксплуатацию основных фондов на сумму 5,6 млрд рублей, в том числе 33,8 км вторых путей на перегонах Аремзянка — Ильдар (11,2 км), Ильдар — Ингаир (11,3 км), Выйский — 338 км (11,3 км), а также разъездов на перегонах Ульт-Ягун — Ингу-Ягун, Ортягун — Айка и Айка — Мотыли. Будет сдано в эксплуатацию 25,05 км бесстыкового пути на перегонах Слинкино — Ильтым (9,45 км) и Усть-Юган — Тангинский — Островной (15,6 км), а также базы для хранения инертных грузов на станциях Демьянка и Сургут.
Стоит отметить, что все запланированные в 2013 году работы выполнены в полном объеме. Инвестиции ОАО «РЖД» в реализацию проекта составили 7,6 млрд рублей. В течение прошлого года было уложено 59,9 км пути, 52 комплекта стрелочных переводов, 1203,5 км кабелей сигнализации, централизации и блокировки, а также связи, возведено 16 мостов, удлинено 19 водопропускных труб. Введено основных фондов на сумму 5,4 млрд рублей, в том числе 41,2 км главных путей и 20 км — станционных.
Планируется поэтапно увеличить пропускную и провозную способности участка до 66 пар поездов в сутки и объема перевозок до 40 млн тонн к 2016 году. Общая стоимость проекта, предусматривающего строительство с 2007 по 2015 года 392,34 км главных и станционных путей, в соответствии с обоснованием инвестиций составляет 41,3 млрд рублей.