Dipol FM | 105,6 fm

Валерий Бровкин: «ОМОН – не институт благородных девиц»

ОМОН, черные береты, спецоперации – в этих словах уже содержится немного секретности и изрядная порция слухов, круто приперченная настоящей мужской романтикой. Сегодня гость "Вслух.ру" - полковник милиции, бессменный командир "рижско-тюменского" ОМОНа Валерий Бровкин.    - Расскажите, чем занимается ОМОН. Для обычного человека ваша аббревиатура звучит ...

ОМОН, черные береты, спецоперации — в этих словах уже содержится немного секретности и изрядная порция слухов, круто приперченная настоящей мужской романтикой. Сегодня гость «Вслух.ру» — полковник милиции, бессменный командир «рижско-тюменского» ОМОНа Валерий Бровкин.

— Расскажите, чем занимается ОМОН. Для обычного человека ваша аббревиатура звучит довольно загадочно. Любые внештатные ситуации в городе (тьфу-тьфу…) ваши или прерогатива отряда — горячие точки — Чечня, Приднестровье? Можно ли по вашим командировкам изучать географию страны?

— Что ж, начнем с истории. В октябре 1988 года по всему Советскому Союзу в столицах союзных республик и просто крупных городах было создано 24 отряда милиции особого назначения для того, чтобы они могли реагировать на внештатные ситуации, участвовать в задержании вооруженных преступников, ликвидации беспорядков, последствий техногенных и природных катастроф. Несмотря на распад Союза, такие подразделения остались практически во всех этих бывших республиках. Такая силовая поддержка всегда нужна, ибо задержание вооруженных преступников, борьба с терроризмом — остаются актуальны.
Изучать по нам географию и биографию страны? В свете того, что бывшие республики стали независимыми государствами, — можно. Сменились бойцы, сменились командиры, но сама работа осталась.
Наше подразделение выступало «разводящей» силой противоборствующих сторон конфликта в Нагорном Карабахе, в «турецком» конфликте в Орске, принимали участие в известных событиях в Северной Осетии и Ингушетии, а также в событиях связанных с Белым домом в 1993 году. С декабря 1994 года и по сей день — самая горячая точка — Северо-Кавказский регион, ездим в командировки в Чечню.

— Сколько было командировок в Чечню у отряда и лично у вас?

— У отряда — 36, у меня — 16.
Также бойцы нашего подразделения выезжают на «усиление» на различные государственно важные мероприятия, например, в этом году на саммит Большой восьмерки — для обеспечения правопорядка. Местных сил, как правило, не хватает, вот нас привлекают.

— По сравнению с обычной милицией, вы практически супермены? Серьезно…

— Наверное… (улыбается). Мобильный отряд, для стабилизации, для того, чтобы повлиять на ситуации. Большой упор на боевую подготовку, тактическую, огневую. Конечно, у тех же, например, милиционеров ППС совершенно другие задачи, специфические, соответственно — другие умения.

— Стала ли для омоновцев-рижан Тюмень вторым домом, еще одной родиной? Поначалу многие ведь ехали сюда только перекантоваться? Всем ли удалось адаптироваться?

— Нас тогда приехало 119 человек. По прошествии 15 лет для 20 Тюмень в самом деле стала второй родиной. Осели, обзавелись семьями. Остальные уехали кто куда — в Москву, Санкт-Петербург, Подмосковье, Воронеж… Тогда, на том этапе, непросто решались социально-бытовые вопросы и многие подались туда, где жили родственники, перешли в какие-то другие подразделения. Часть из них так и работает в нашей структуре, часть занимается чем-то иным.

— Ходили слухи, что несколько ваших рижан все еще мыкаются с семьями в гостинице «Колос». Все ли теперь устроились по-человечески?

— Из того, первого состава, там остался только один. Остальные устроились, все нормально.
Очень хорошо нам помогла местная власть. Без этого было бы очень тяжело. Когда приехали в Тюмень, то жили в пионерлагере «Юный дзержинец». База расположилась в старой пожарной башне на Осипенко. И первое, что сделали тогда руководитель области Шафранник, мэр города Геннадий Иванович Райков, генерал Башарин — пришли к консенсусу и выделили нам под базу территорию бывшей воинской части на ММС, где мы могли нормально устроиться и служить. Это было прекрасное решение для нас. И с того момента как-то все стало устраиваться. Нам всегда прекрасно помогали и губернаторы Рокецкий и Собянин, бывший мэр Киричук, сейчас помогает губернатор Владимир Владимирович Якушев и глава города Сергей Сметанюк. Я не льщу. Это правда.

— Кому подчиняется тюменский ОМОН? Должны ли вы выполнять приказы местной власти? Как вообще складываются ваши отношения? Как будто вам региональная и городская власть помогают в работе — помещением, техникой, оснащением… Или это не совсем так?

— Мы входим в структуру ГУВД Тюменской области и, соответственно, подчиняемся начальнику ГУВД. Без команды начальника ГУВД я ничего не смогу делать. А то, что помогают, то я уже частично об этом сказал. Сейчас идет большой ремонт базы. Практически закончен капитальнейший ремонт жилого помещения, где находится личный состав, реконструируется столовая, оборудуется спортивно-оздоровительный комплекс, полоса препятствий, ремонтируется штаб.
В этом отношении правительство области, мэрия нам помогают. Так уж пошло. Ну, что я могу сказать. Заботу чувствуем, честно. Нормальные отношения. Ко мне приезжали мои товарищи из других таких подразделений, говорят, везет вам, любят вас здесь.

— Говорят, покидая Ригу, вы писали на бронетранспортерах «Мы еще вернемся…». Вернуться жить и работать не удалось. Получилось ли просто съездить в Прибалтику?

(смеется) Мы писали так на бэтээрах? Покидали Ригу мы вообще-то на машинах, на них ехали в аэропорт. Ну, не знаю, может, кто-то и написал нечто подобное — мальчишеский задор плюс стрессовая ситуация.
Многие действительно вернулись в Ригу. Конечно, не в том качестве, которое подразумевали, когда писали. У кого там родители остались, у кого семьи. Сам я был в Риге в 1992 году, когда вывозил семью в Тюмень.

**- Какой праздник празднуете — 4 ноября или 7 ноября?
Максим Шульц, Тюмень
**
— Знаете, так скажу: я с 1975 года служу в органах внутренних дел и праздников как таковых у меня нет. Для кого праздники, для нас — это работа.

— Здесь дело в нюансах: 4 ноября или 7 — какой из этих двух праздников по сути вам ближе.

— Мне 50 лет и трудно вычеркнуть привычную дату из жизни. Сложновато воспринять так сразу новый день — 4 ноября. Возможно, что он со временем приживется и мои внуки будут отмечать его как само собой разумеющееся.

**- Недавно тюменские СМИ сообщили, что ОМОН вывез из Дворца творчества две мины, которые взорвал за городом. Есть слухи, что это не так, что это просто безобидные экспонаты, которые привезли для музея тюменские поисковики. Что случилось на самом деле?
Владимир, Тюмень
**
— К сожалению, это так. От нас выезжала инженерно-техническая группа. Действительно, поисковики привезли две мины в качестве экспонатов. Одна из них была практически на боевом взводе, вторая — выдернут взрыватель, но полная тротила. Если бы эта «штучка» бахнула, то были бы жертвы. Достаточно было ее уронить или ударить по ней.

**- Какие у вас лично, Валерий, есть перспективы по службе или вы достигли своего потолка?
По сути это о том, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Мечтаете о генеральских погонах?**

— Мне нравится моя работа. Я удовлетворен своей карьерой и менять ее на что-то другое не хочу.

**- Как можно попасть в тюменский ОМОН? Какие требования предъявляются к бойцам?
Кирилл, Тюмень
**
В наш отряд можно попасть при определенных условиях:
— отслужить в армии (неважно, какие войска, хотя лучше, если это ВДВ, морская пехота, внутренние войска спецназ и подобные им);
— отличное здоровье (медкомиссия у нас жесткая!);
— отличные морально-психологические характеристики (у нас много стрессов).
И одно из самых главных условий — желание служить. Бывает, что приходят за красивой формой, солидным имиджем и черными беретами — романтикой. А оказывается, что помимо этого есть еще тяжелый труд, большие нагрузки, длительные командировки, стрессы и ненормированный рабочий день. Случается, что только вернулся из полугодовалой командировки, а надо ехать в следующую, и такую же долгую…
Надо быть терпеливым, ведь бывает, что отряд днями, а то и неделями сидит в казарме в ожидании приказа ехать в какой-то город, где происходит конфликтная ситуация или некое экстраординарное событие. Вот недавно так было в связи с ситуацией в Кондопоге. Приказ сесть на бор может поступить в любую минуту. А может и не поступить вовсе.

— Какая зарплата у бойца вашего отряда? За вот это все…

— По первому году службы рядовой боец получает порядка 7 тысяч рублей. Первые три месяца стажировки — испытательный срок — зарплата составляет 3−4 тысячи. Потом он получает звание и должность.

— Кто не протянет ноги за эти три месяца — тот останется работать?

— Да-а, сложно, чего уж там. Но ноги протянуть не даем… Прослуживший лет 5 получает в пределах 10−11 тысяч. В целом, если за отличными заработками, то это не к нам. Но, с другой стороны, служба интересная.

— Текучка большая?

— Бывает отток, конечно, но уже незначительный. Все как-то стабилизировалось.

— Есть ли в отряде традиции? Мне кажется, что у вас не та контора, где можно работать от и до. Вы, скорее всего, как-то прорастаете друг другом — радостями и горестями… Или я романтизирую излишне?

— Нет, не излишне, все в норме. В отряде действительно есть определенные традиции. Скажем, отмечаем вместе День отряда, естественно, День милиции, День создания ОМОНа, Новый год… Собираемся, когда вспоминаем погибших товарищей, навещаем их семьи, родителей. Кроме того, у нас торжественно проходят процедуры вручения черных беретов, вручение оружия, наград. Если какие-то невзгоды, то, конечно же, помогаем.

— За 15 лет много бойцов потерял тюменский ОМОН?

— Двоих. В сентябре 2002-го — старшего сержанта Серика Садубова, подорвался на фугасе. Из Армизона парнишка был, единственный сын у матери… В мае 2003 года погиб — тоже на фугасе подорвался — мой первый зам — Юрий Валентинович Фирсов.
Раненых много. 61 человек. Есть и тяжелые ранения.

— Утраты тяжелые, но, тем не менее, за 15 лет это все же небольшие потери. Бережете людей. Было время, когда ордена давали как раз тем, кто больше своих людей положит. Вроде как признак героизма это был…

— Действительно, раньше, особенно в первую чеченскую кампанию, была такая практика: «Почему не идете в атаку врукопашную? Не хотите стать героями? Мы бумагу вам напишем, на героев. Посмертно… Не хотите стать героями? А мы вас тогда на Родину отправим!». Родиной пугали… Людей надо беречь. Никак иначе.
Но сейчас ситуация изменилась к лучшему.

**- Вам, с вашей фамилией, наверное, часто припоминали рядового Ивана Бровкина? А ваши предки — отец, дед, служили?
Светлана, Тюмень**

— Верно, припоминали. Бывало, где-то в детстве и стеснялся немного. А фильмы про солдата Ивана Бровкина смотрю с удовольствием. Мой отец, кстати, как его экранный однофамилец, поднимал целину в 52−54 годах, это он уже после службы в армии отправился туда шоферить. Дед погиб в 43-м под Харьковом.
Сын служит в нашем отряде, командир роты.

— Как вы своего сына воспитывали, что он вырос таким же мужественным? Наверное, в основном, личным примером. Едва ли у вас было время, чтобы почитать ему книжку на ночь… Каким вы папой были?

— Ой, надо это у него спросить. Когда в Риге жили, так в садик я его водил. Воспитанием, конечно, больше занималась супруга. А так, сын с мальчишества умел многое: и стрелять, и остальное.

**Какие, по-вашему, меры нужно предпринять, чтобы в армии не было дедовщины? Как вы боретесь с этим явлением в своем отряде?
Татьяна, Тюмень
**
— В отряде дедовщины нет. Для нас это противоестественно, даже разговора нет. При таких взаимоотношениях невозможно было бы вместе выполнять боевые задачи.
Как в армии искоренить? Сам я служил в 1973−75 годах и ничего не знал о дедовщине. Старослужащие учили нас по делу, никаких унижений. Такого безобразия, как с солдатом Сычевым, — в нашей части не могло и быть. Правда, в стройбате, где служили и условно осужденные, далеко не все было так, как в наших войсках. Мой двоюродный брат попал в свое время в стройбат, так он потом порассказывал об «обычаях» и нравах…Многое зависит от командиров. Если офицеры нормальные, то и проблема неуставных взаимоотношений не стоит так остро. И знаете, еще что скажу: до тех пор, пока у нас будет со всех экранов идти блатная романтика, то и проблем внутри общества будет предостаточно. Посмотрите на героев экрана — «Зоны», «Бригады» и им подобных лент, послушайте «тематический» шансон. Это нормально? Пусть косвенно, опосредованно, но эта блатная романтика влияет на молодежь, на отношения между собой.
К нам тоже, случается, приходят иногда те, кто вместо нормального русского языка начинает «ботать по фене». А это неприемлемо.

— Можете ли вы ездить отдыхать за границу или все омоновцы — не выездные?

— Отчего же, ездим, это не запрещено. Даже по системе МВД у нас года 2−3 назад выделяли путевки в Египет, Турцию. И так, в принципе, можно подать рапорт, купить путевку.

— Сейчас есть такие мужчины, которые очень тщательно следят за своей внешностью. Они делают в салонах маникюр, тщательно выбирают модную одежду, парфюм и прочее. Особенно увлеченных своим имиджем называют метросексуалами, есть такое слово.

— Как, как их называют?

— Метросексуалами. Как вы относитесь к таким хлопцам?

— Отрицательно. Ибо считаю, что мужчина должен быть мужчиной. У меня всегда остаются сомнения, что не просто так он столь трепетно ухаживает за собой… Я прекрасно понимаю, когда женщина тщательно следит за маникюром и прочим — вопросов нет. Когда — мужчина, то я не могу не думать, что с ним что-то не то. Ну, не может внешность для мужика быть смыслом жизни.

**- Ваш коллега Парфенов уходил в депутаты. А вас не прельщает политическая карьера? Насколько совместимы эти две ипостаси — «особого» милиционера и политика?
Елена, Тюмень**

— Политика — это вещь такая… Волею судьбы я с ней довольно сильно столкнулся — приятного оказалось мало. Эта стезя меня не прельщает.

— У вас много наград — медалей, Орден мужества. Какая из них для вас самая дорогая, самая ценная?

— Самая ценная? Пожалуй, это моя первая медаль — «За 10 лет безупречной службы». Мне было приятно, что я 10 лет честно отслужил в органах внутренних дел и меня за это наградили. Первую правительственную награду я получил в 1987 году: медаль, с одной стороны которой надпись «За отличную службу по охране общественного порядка», с другой — герб СССР. Ее называли еще «милицейской медалью», или «рублевкой», — похожа была на монету.

— Сколько всего у вас наград?

— Орден мужества (2000 год, за освобождение районов Чечни), 12 медалей.

**- Уважаемый Валерий Александрович! Ассоциация работников правоохранительных органов поздравляет вас и ваш коллектив с профессиональным праздником — Днем милиции! Вопрос: как вы планируете поздравить сотрудников, находящихся в служебной командировке на Северном Кавказе? Можете ли вы передать наше искреннее поздравление личному составу ОМОН? С уважением, Василий Горетый.
Горетый В. П., Тюмень
Пусть в этом году День милиции уже прошел, так ведь он не последний. Как принято поздравлять?**

— Сейчас в служебной командировке на Северном Кавказе находится 40 гвардейцев. Мы постоянно поддерживаем с ними связь. Кроме того, теперь у всех мобильные телефоны, ребята постоянно перезваниваются с товарищами, обмениваются СМС-ками. Привет от Василия передадим непременно.
В декабре туда пойдет, как обычно, машина с посылками, подарками к празднику.

— Когда в Тюмени появился ОМОН, то не секрет, что действовал он достаточно жестко по отношению к правонарушителям. И, вполне возможно, что не всегда справедливо. Сейчас ситуация иная. Остался ли некий элемент вседозволенности, который, надо признать, все же был. Или вам удалось изжить болезни роста?

— Очень интересный вопрос. Время тогда было сложное. Возможно, что и где-то под горячую руку и перегибали палку. Наверное, вы правы, и это действительно были болезни роста. Но мы их пережили.
На сегодня мы действуем по закону. Но жестко. Но по закону.
Действия таких спецподразделений это предполагают. ОМОН — не институт благородных девиц. И вежливо читать полуторачасовые лекции правонарушителям мы не будем. Все должны знать, что на любой беспредел есть сила, которая поставит того или иного разгулявшегося или зарвавшегося на место.

**- Уважаемый Валерий Александрович! Известно, что преступность в нашем регионе и в Тюмени растет из года в год, а раскрываемость составляет не более 30%. В чем, по вашему мнению, причина такой ситуации? Что и кому нужно делать, чтобы снижалась преступность и росла раскрываемость?
В. Яковлев, Тюмень**

— Пожалуй, это не совсем ко мне вопрос. Наш отряд — только одна из составляющих в системе внутренних дел. Очевидно, необходимы профилактические мероприятия с молодежью, особенно со стороны участковых, необходимо, чтобы в следственном аппарате работали высокие профессионалы, нужен стабильный состав оперативных работников и так далее.

**- На север Тюменской области ваш отряд выезжает?
**
— До 1994 года мы выезжали на задания и в ХМАО и на Ямал. Сейчас больше на войне сидим.

30 ноября у Валерия Александровича Бровкина день рождения. «Вслух.ру» желает ему удачи и отличного настроения. Быть может, командиру тюменского ОМОНА даже повезет, он будет посвободнее на службе и спокойно отметит очередную годовщину своей жизни в теплом кругу семьи и друзей.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
О создании межвузовского кампуса в Тюмени говорили в Белорусии
О создании межвузовского кампуса в Тюмени говорили в Белорусии
Есть перспектива совместных исследований в области «Биобезопасности».
#кампус
#нацпроекты
#наука
#безопасность
#Беларусь
#Тюмень
#новости Тюмени
#инвестиционное агентство
#тк
Рэпер Konfuz выступит перед тюменскими студентами
Рэпер Konfuz выступит перед тюменскими студентами
В ноябре пройдет посвящение в первокурсники.
#студенты
#первокурсники
#посвящение
#концерт
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
Роспотребнадзор снял с тюменских прилавков 184 партии рыбы
Роспотребнадзор снял с тюменских прилавков 184 партии рыбы
Общий объем товара составил более тонны.
#Роспотребнадзор
#качество
#торговля
#рыба
#продукты
#Тюменская область
#новости Тюмени
#тк
В Тюменской области появился новый памятник археологии
В Тюменской области появился новый памятник археологии
Он расположен между Турой и Тоболом.
#новости Тюмени
#археология
#Тобол
#тк
#старинные поселения
#раскопки
#туризм
В Тюменской области подсчитали средний возраст женихов и невест
В Тюменской области подсчитали средний возраст женихов и невест
В двух районах увеличилось число бракосочетаний.
#ЗАГС
#свадьба
#жених
#невеста
#возраст
#статистика
#Бердюжский район
#Юргинский район
#Тюменская область
#новости Тюмени
#тк