Вслух

«Не могу дышать без театра» – тюменка поступила на курс к знаменитому Николаю Коляде

16 сентября 2019 г. 5:38
Автор: Валерия Кабакова

Анастасия рассказала "Вслух.ру", как она шла к своей мечте и как ей удалось преодолеть непростые вступительные испытания.


Выпускница гимназии ТюмГУ Анастасия Чернятьева стала ученицей известного драматурга и режиссера, художественного руководителя «Коляда-театра» в Екатеринбурге Николая Коляды. Она прошла сложный конкурс (7–10 человек на одно место!) и поступила в Екатеринбургский государственный театральный институт.

Мама и «Будильник»

Анастасии с детства нравилось придумывать сюжеты. Пока не умела писать, девочка сочиняла сказки вслух. Потом стала их записывать…

— Я очень много сочиняла в детстве — сказки, рассказы в стиле «фэнтэзи» – про принцесс, про приключения…

На выбор будущей профессии Анастасии повлияли два человека: мама и руководитель театральной мастерской «Будильник» Юрий Демчук.

Мама привила любовь к чтению своим примером: она всегда много читала, и до сих пор книги занимают важное место в ее жизни. Она постоянно чем-то увлечена, чем-то заинтересована… Мама всегда поддерживала выбор дочери, повторяя: выбирать нужно то, что любишь, то, что нравится, к чему тянет.

С любовью и теплотой Анастасия вспоминает и преподавателей лингвистического класса гимназии ТюмГУ:

— Так получилось, что за все время обучения я сменила четыре школы: училась в школе № 66, 25, в гимназии №1, последние два года — в гимназии ТюмГУ. Там прекрасные преподаватели и очень хорошая атмосфера. Последние годы перед поступлением в вуз — самые сложные. И наши преподаватели не только готовили нас к экзаменам, но и помогали понять себя: чем я хочу заняться в жизни, какие у меня цели… Из нашего класса все ребята поступили, куда планировали.

Но именно в театральной мастерской «Будильник» она поняла, что хочет связать свою жизнь с театром. Это случилось в конце 9 класса.

— Мне посчастливилось поучаствовать в актерском мастер-классе у руководителя «Будильника» Юрия Юрьевича Демчука. После этого я полгода была помощником режиссера, помогала ставить спектакли, мы участвовали в фестивале «Живые лица»… Так я увлеклась современным театром. Это живой театр, который отражает нынешнее время, нынешних людей, приносит новые идеи… Для меня стало открытием, что в театре можно ставить не только классику.

Если бы не Юрий Юрьевич, может быть, я бы и не пришла в театр. Хотя мне с детства хотелось заниматься творчеством…

Через какое-то время Анастасия поняла, что хочет писать для театра.

— Начала читать современных драматургов – у нас очень много современных авторов. Я считаю наиболее удивительной и ценной именно уральскую школу драматургии — из нее вышли Ярослава Пулинович, Василий Сигарев, Олег Богаев и, естественно, ее основатель Николай Коляда. То, что они пишут, фиксирует время, в этом всегда есть очень много человеческого.

В этих пьесах какая-то магия, всегда есть надежда, всегда есть свет, про какие бы страшные вещи не писали. А это самое важное, что должен нести театр. И я хочу писать так же, как люди, чье творчество меня восхищает.

Анастасия считает, что драматург – «не самая популярная профессия, потому что сложная. Но очень важная: без драматурга нет спектакля».

Творческие испытания

В творческую папку при поступлении в театральный университет Анастасия положила пьесу «Мой дьявол с твоим беседует» – о нелюбви и об уродливом материнстве в России.

— Я пыталась разобраться, какие вещи влияют на отношение людей к своим детям, откуда берется эта нелюбовь? Действие происходит в родильном доме, где оказались несколько женщин с разными судьбами. Но всех их объединяет то, что они ощущают одиночество, при этом стремятся к любви, но не могут к ней прийти.

— А как вы, вчерашняя школьница без опыта материнства, не побоялись взяться за такую непростую тему.

— Это та проблема, которая меня остро волнует. Я вижу результаты воспитания детей в нелюбви. И это очень печально, потому что те, кого не любили в детстве, не может любить сам.

— А удалось в итоге найти ответ, откуда берется нелюбовь?

— Я не ставила перед собой задачу дать готовый ответ на этот вопрос. Николай Владимирович часто говорит, что зритель приходит в театр посмеяться и поплакать. Вот я и постаралась написать так, чтобы можно было посмеяться и поплакать. Пьеса не нравоучительная, в ней много смешного, но есть и боль.

В череде испытаний было еще одно, не менее сложное — собеседование. Несмотря на то, что Анастасия — давняя поклонница творчества Николая Коляды, прежде с ним беседовать ей не доводилось — разве что на спектаклях, во время которых режиссер любит общаться со зрителями.

— Николай Владимирович просил рассказать о себе, о своих увлечениях, обосновать свой выбор профессии. Мне кажется, он не задавал всем одинаковых вопросов, с каждым человеком беседовал по-своему. Я думаю, ему важнее было понять личность человека, который решил у него учиться. Конечно, я очень сильно волновалась.

— Почему вы решили поступить именно к Николаю Коляде?

— Меня вдохновляет его творчество как драматурга. Мне нравится его Коляда-театр, его особый почерк, узнаваемый на любой сцене. Кроме того, там потрясающий актёрский состав, в частности Олег Ягодин, Василина Маковцева, Тамара Зимина, Сергей Фёдоров – не побоюсь этого слова, великие артисты. Я очень люблю Центр современной драматургии, тоже созданный Колядой, где главным режиссером сейчас является Антон Бутаков. В этом центре ставят, в основном, современных драматургов, делают разные проекты, работают с музыкантами, поэтами, проводят самые разные фестивали…

Последние два года я старалась как можно чаще выбираться на выходные в Екатеринбург — ради того чтобы сходить в Коляда-театр, в Центр современной драматургии. Как только заканчивались занятия в гимназии, я сразу ехала на вокзал.

Школа драматургии Николая Коляды уже 25 лет выпускает драматургов — они известны не только в России, но и за рубежом. Поэтому я сразу решила, что пойду учиться только к Николаю Владимировичу. В этом году он набирал не только драматургов, но и режиссеров: поступать к нему приехали не только с Урала и Сибири, но из Москвы, Санкт-Петербурга, Казахстана, Казани…

Когда узнала, что поступила, я поняла, что теперь у меня есть уникальный шанс. Николай Владимирович часто говорит, что драматург — это штучный товар. Нельзя набрать на курс 100 человек, чтобы все они стали талантливыми драматургами. Поэтому для меня это уникальный шанс и, конечно, я рада!

Да, я сомневалась. Но точно знала, что любой результат собеседования (примут меня или нет) будет честным. Шанс надо заслужить. Я даже не думала о том, куда я подам документы, если не поступлю. На следующий год я бы снова поехала пробовать свои силы.

Поступление в театральный вуз – это своеобразный опыт, он требует много смелости. Я познакомилась со многими абитуриентами: это все смелые и талантливые люди, которые не без веры в себя приходят на поступление.

Сильнее, чем проза

— Анастасия, а почему все-таки драматургия, а не литература?

— Меня увлекает живой современный театр. Это возможность высказаться. Когда ты пишешь драму, она попадает на сцену — и пьеса приобретает дополнительные грани, их добавляет режиссер и актеры. Получается целостное произведение, которое очень сильно может повлиять на человека. Возможно, сильнее чем проза.

— А какую вашу пьесу читали на Дне города в Екатеринбурге?

— Центр современной драматургии проводили фестиваль «Мой ЕКБ»: на этой площадке читали пьесы, посвященные Екатеринбургу, в том числе и произведения начинающих авторов. Я набралась смелости, написала пьесу и отправила ее на конкурс. Ее взяли и прочитали на этом фестивале в День города.

В центре Екатеринбурга есть заброшенная больница скорой медицинской помощи. Она построена в 1932 году, но сейчас стоит в руинах. Это огромное, когда-то невероятно красивое здание, которое сегодня находится в аварийном состоянии. Моя пьеса — это монолог от лица самой больницы. Про ее врачей, про ее больных, про закрытие, про то, что происходит с ней сейчас.

— Но вы же из Тюмени, не из Екатеринбурга?

— В Интернете можно найти много исторического материала. Но дело даже не в этом.

Есть места с очень сильной энергетикой: ты просто чувствуешь душу этого места. И когда я увидела в первый раз это здание, поняла, что оно способно говорить, что у него есть своя большая история, которая, на мой взгляд, не должна быть забыта. Это здание вызывает очень сильную тоску. Так иногда происходит с людьми…

— О чем говорит больница?

— Она говорит о том, что, когда любишь, всегда что-то отдаешь. И люди, которые работали там, они готовы были отдать жизнь — за своих пациентов, за свою больницу. В конце концов, случилась трагедия: больницу закрыли и расформировали отделения. Это большая потеря для врачей — они не просто потеряли работу, они потеряли дело жизни. И, естественно, очень сильно переживали за своих пациентов, которые остались без должной медицинской помощи.

— Вам понравилось, как прочитали вашу пьесу, что вы чувствовали, когда слушали?

— Пьесу читала замечательная актриса Варвара Брылина. Она хорошо попала в настроение пьесы. И от себя немного привнесла. Но мне кажется, это только украсило мой текст.

Если не можешь дышать…

center

— В Тюмени у вас есть любимые места?

— Я всю жизнь жила в центре города. Мне нравится это пространство. Но не площади, где большое скопление людей… Я часто гуляю по тихим и зеленым дворам старых пятиэтажек — по ул. Советской, Хохрякова, в сторону Профсоюзного моста. В центре наш город очень зеленый. И мне жаль, когда при ремонте дворов сегодня очень часто вырубают деревья… Теряется этот оазис.

— В тюменских театрах тоже бываете?

— В Тюмени замечательные молодежные студии и мастерские – здорово, что у на есть молодежный театральный центр «Космос»! Это площадка, на которой они могут показать свое творчество. Театр «Ангажемент» тоже ставит современных драматургов…

— А классические пьесы смотрите?

— Классику необходимо смотреть. Это основа. Николай Владимирович часто говорит, что нельзя писать на русском языке, если ты не знаком с литературой 19 века, потому что это основа языка. То же с театральной классикой — без нее ты не поймешь театр. Хотя меня больше привлекает современный театр.

— Кто из классиков вам больше нравится?

— Антон Павлович Чехов. Мне кажется, невозможно читать «Вишнёвый сад», «Чайку» и не плакать. У него настолько много о человеке. И сегодня эта пьеса очень сильно трогает душу, разбивает сердце. Когда боль человека прорывается сквозь самообман, сквозь все попытки отгородиться от разрушения собственного мира… Это никогда не устареет.

— Чем еще вы увлекаетесь, кроме театра?

— Я 11 лет занимаюсь конным спортом — конкуром (это конные состязания по преодолению препятствий в определенном порядке и определенной сложности и высоты). Лошади позволяют человеку внутренне расслабиться и быть собой. Признаюсь, работать с животными нелегко, но это приносит такую невероятную отдачу, какую не дает любой другой спорт.

— Что бы вы пожелали творческим ребятам, которые сегодня, может быть, боятся думать о поступлении на курсы к знаменитым драматургам и режиссерам?

— Не нужно ничего боятся. Даже тем, кто сомневается, все равно стоит попробовать. Я слышала такую фразу от одного из педагогов театрального института: если мечтаешь связать свою жизнь с театром, это стоит делать только в том случае, если ты без этого не можешь дышать.

— А дышать не могу — по отношению к вам это верно?

—Да!


реклама