Вслух

Сергей Попов: Инфляция – важный ориентир для населения и бизнеса

13 августа 2019 г. 9:21
Автор: Олег Каплин

Управляющий Отделением по Тюменской области Уральского ГУ Банка России дал разъяснения по поводу изменения цен и ожиданий тюменцев.


Банк России дважды в 2019 году снизил ключевую ставку. О том, как такие решения отражаются на жизни людей, каким образом меняется инфляция в Тюменской области, насколько в регионе выросли цены на окрошку и шашлык, «Вслух.ру» рассказал управляющий Отделением по Тюменской области Уральского ГУ Банка России Сергей Попов.

26 июля Банк России принял решение снизить ключевую ставку до 7,25% годовых. Это уже второе снижение в нынешнем году. Расскажите, что такое ключевая ставка, на что влияет и чем руководствуется Банк России, принимая решение о ее изменении?

– Некоторым эта тема кажется сложной и далекой от жизни. На самом деле это не так.

Когда вы слышите, что Банк России изменил ключевую ставку, можете быть уверены, что это делается с одной целью – обеспечить в России инфляцию вблизи 4% на постоянной основе. Согласитесь, всем нам комфортнее жить, когда мы знаем, что наших доходов хватит на покупку привычного набора товаров и услуг. Условия для того, чтобы так было, создает Центральный банк.

Как мы влияем на цены в стране? Ведь, казалось бы, цены устанавливают производители и продавцы. На самом деле цены формируются балансом спроса и предложения на различных рынках. Мы через свою ставку влияем на спрос. При снижении ключевой ставки деньги становятся дешевле, снижаются ставки по банковским кредитам и депозитам. Граждане и бизнес охотнее берут кредиты, больше тратят и инвестируют, меньше сберегают.

Это может привести к росту спроса и, как следствие, к повышению цен и разгону инфляции. Поэтому Банк России принимает решение об установлении ключевой ставки обдуманно, взвешенно, постоянно анализируя внешние и внутренние факторы.

А как считается инфляция?

– Росстат рассчитывает инфляцию на основании стоимости потребительской корзины.

В этот набор входит более 500 товаров и услуг – почти все, что нужно домохозяйству. Для расчета ее стоимости Росстат постоянно наблюдает за ценами на товары и услуги.

Официальная инфляция показывает, насколько меняется стоимость этой стандартной корзины за определенный период. В эту корзину попадают не только продовольственные товары, такие, как хлеб, молоко, мясо и т.п., но и непродовольственные товары: одежда, мебель, техника, строительные материалы, детские игрушки и многое другое.

Когда на рынке появляются новые товары и услуги, изменяется и состав потребительской корзины. Например, недавно в нее вошли смартфон и энергосберегающая лампочка.

Услуги (транспортные, образовательные, жилищно-коммунальные, медицинские и другие) также учитываются при подсчете инфляции. Стоимость потребительской корзины каждый месяц разная. Это изменение и считается официальной инфляцией. Банк России использует для анализа годовую инфляцию, т.е. изменение цен в текущем месяце относительно аналогичного месяца предыдущего года.

Как изменилась инфляция в нашем регионе?

– Тюменская область входит в первую десятку регионов с самой низкой инфляцией в России. Так, в июне годовая инфляция в Тюменской области* снизилась до 3,8% с 3,9% в мае, что по-прежнему ниже среднероссийского показателя – 4,7%. Сохранению ценовой стабильности способствовали устойчивость курса рубля и умеренная динамика потребительского спроса.

Если анализировать инфляцию по группам товаров, то наибольшее значение в июне наблюдалось в сегменте продовольственных товаров, при этом по сравнению с маем индекс цен на продовольствие снизился до 5,3% с 5,4%.

В июне замедлился рост цен на куриные яйца, снизились цены на сахар и подсолнечное масло. Причиной замедления роста цен на сахар стало значительное снижение оптовых цен в условиях ограниченных рынков сбыта и низких мировых цен.

В сегменте непродовольственных товаров в июне годовая инфляция в Тюменской области снизилась до 1,8%. Цены на телерадиотовары и средства связи остаются ниже уровня прошлого года, что обусловлено умеренным спросом и акциями, проводимыми сетевыми магазинами электроники. Заметный вклад в замедление годовой инфляции внес эффект высокой базы в ценах на рынке моторного топлива (в мае-июне прошлого года отмечался значительный рост цен на топливо) и продление до конца июня соглашения правительства РФ и нефтяных компаний о заморозке цен на топливо.

Инфляция услуг почти не изменилась по отношению к маю и составила 4%. В июне в годовом выражении в регионе снизились цены на авиаперелеты и поездки в купейных вагонах скорых поездов дальнего следования. Выросли тарифы на услуги связи, а также цены на отдых в российских санаториях и туристические поездки в Европу в связи с повышенным спросом. Повышенный спрос на поездки в европейском направлении, по нашим оценкам, был вызван тем, что туристы, заранее купившие путевки в Грузию, после волнений в этой стране активно переориентировались на другие страны.

Летом россияне традиционно готовят окрошку и жарят шашлык. Насколько выросли цены на них за год?

– В состав этих популярных блюд входят мясо, овощи и молочные продукты, и, конечно же, на их стоимость влияют перечисленные мною факторы продовольственной группы. На основе данных Росстата, в Отделении Тюмень рассчитали «индекс окрошки» и «индекс шашлыка». За год стоимость продуктов для приготовления этих блюд выросла на 5% и 4% соответственно.

Официальная инфляция, по данным Росстата, довольно низкая, но цены на некоторые товары возросли весьма существенно. Объясните, в чем причина?

– Официальная инфляция – это общий показатель по 500 товарам и услугам. Естественно, отдельные категории внутри этого большого списка могут меняться в цене по-разному. У многих потребителей есть ощущение, что инфляция в магазине выше официальной. Почему так происходит?

Во-первых, наш выбор продуктов, вещей и услуг может отличаться от стандартного. Кто не ездит на машине – у того в потребительской корзине нет стоимости техобслуживания и ОСАГО. Кто-то тратит больше денег на развлечения, обучение и отдых, чем это учтено в потребительской корзине, используемой Росстатом.

Наверное, самым ощутимым индикатором инфляции для абсолютного большинства населения выступают цены на жилищно-коммунальные услуги, отчасти поэтому они регулируются на государственном уровне. Кроме того, потребители с более высоким уровнем дохода покупают больше дорогих, в том числе импортных товаров, поэтому показатель их личной инфляции в случае удорожания импорта окажется выше общероссийского. Таким образом, можно сказать, что у каждого своя инфляция.

Во-вторых, об инфляции в целом нельзя судить по изменению цены на один товар. Инфляция – это суммарный индекс. Стоимость отдельных продуктов может меняться очень сильно, но если доля этих покупок в корзине невелика, на инфляцию это мало повлияет. Если мы пытаемся оценить инфляцию только по отдельным товарам, которые покупаем регулярно, то картина может отличаться от официальной статистики.

И в-третьих, все дело в восприятии.

Личная инфляция – это обычно не точный расчет, а то, как мы воспринимаем цены. Скачок цен всегда врезается в память. И даже если цены на товар впоследствии снижаются, вряд ли мы это будем помнить так же ясно, как предшествующее подорожание.

Яркий пример: летом 2016 года цена за 1 килограмм гречки доходила до 100 рублей. Сегодня мы покупаем гречку в среднем за 50 рублей, а в отдельных сетевых магазинах цена на нее в июне в Тюменской области опускалась до 20 рублей, но никто это не воспринимает как снижение цен. У всех в памяти зафиксирован рост цены, и мы продолжаем разговоры о том, как же все дорожает.

Как рядовому потребителю использовать данные по инфляции или ориентироваться на уровень ключевой ставки Банка России?

– Каждому человеку в современном мире необходимо быть финансово грамотным. Люди, владеющие достаточной информацией, знают, как спланировать свои расходы, правильно и вовремя взять кредит, вложить деньги, они в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций.

Например, вы планируете взять ипотеку. Если снижается ключевая ставка, то вслед за ней понизятся и ставки по кредитам. Поэтому в такой ситуации, возможно, стоит немного подождать.

Инфляция – важный ориентир и для населения, и для бизнеса. Наши инфляционные ожидания, т.е. предположения насчет будущей динамики инфляции, отражаются на нашем поведении – на стремлении сберегать или тратить. Например, если люди видят удорожание бензина или услуг ЖКХ, то подсознательно распространяют этот рост цен на другие товары и услуги.

Высокие инфляционные ожидания негативно сказываются на инфляции. Если люди ожидают высокого роста цен, они меньше сберегают и покупают товары впрок, ведь логичнее купить сегодня дешевле, чем переплачивать завтра. А это толкает цены вверх.

Аналогичная ситуация с бизнесом. Если производители ожидают повышения цен на сырье, они заранее закладывают этот прогноз в цены на выпускаемые товары. И если люди готовы покупать товары по высоким ценам, то производители не будут менять свою ценовую политику. Все это подстегивает инфляцию. Получается замкнутый круг: цены продолжают расти, потому что люди этого ждут.

Поэтому, чтобы не раскручивать спираль ожидания-цены, важно «заякорить» и инфляцию, и инфляционные ожидания на уровне 4%, чтобы реакция людей на временные ценовые скачки не приводила к завышенным ожиданиям цен по всем остальным товарам.

В будущем Центральный банк прогнозирует нам ценовую стабильность?

– Поддержание ценовой стабильности, т.е. устойчиво низкой инфляции, является основной целью нашей денежно-кредитной политики. Устойчиво низкая инфляция позволит планировать бюджеты, сохранить сбережения, снизить стоимость кредитов, реализовывать бизнес-проекты. Возможность долгосрочного планирования – это залог развития экономики и благополучия населения.

Банк России установил цель по инфляции вблизи 4% постоянно. В целом по стране годовая инфляция вернется к 4% в начале 2020 года. Хотелось бы отметить, что в нашем регионе обеспечению ценовой стабильности и поддержанию здоровой конкуренции способствуют также меры, принимаемые правительством Тюменской области, создаются условия для открытия новых производств, привлечения инвестиций, развития малого и среднего бизнеса.


реклама