Эксперт рассказала об экстремизме, национальных проблемах и о том, как с ними борются.
_Экстремистские преступления в общей статистике становятся все заметнее. По данным тюменского областного Центра «Э», только за 2015 год в регионе зарегистрировано 28 таких деяний. В основном это «публикация гражданами экстремистского контента в сети Интернет». Преступниками, утверждают полицейские, в большинстве случаев становятся молодые люди до 30 лет. В Федеральном реестре действующих экстремистов и террористов числится 18 жителей Тюменской области (без ХМАО и ЯНАО)._
_О том, как отличать экстремизм от гражданского несогласия и чем может быть опасен неославянизм, корреспонденту «Вслух.ру» рассказал психолингвист, эксперт региональной лаборатории исследований этноконфессиональных отношений и проведения социокультурных экспертиз ТюмГУ Ольга Пушкаревич._
— Ольга Анатольевна, чем занимается ваша лаборатория?
— Мы делаем лингвистическую, религиоведческую, политологическую, психологическую, культурологическую, искусствоведческую и даже почерковедческую экспертизы. Но основная работа — это профилактика экстремизма, экспертный анализ материалов по признакам возбуждения межрелигиозной, межэтнической и другой розни. Уже 13 лет сотрудники лаборатории следят за опасными тенденциями и в аналитических записках, экспертных мнениях сообщают, на что стоит обратить пристальное внимание.
К нам на анализ поступают материалы как от госорганов Тюменской области, так и из других регионов страны. В частности, работаем с Екатеринбургом, Оренбургом, ХМАО и ЯНАО. Бывает, что делаем повторную экспертизу после того, как аналогичная лаборатория в другом регионе сделала заключение, признанное спорным.
Многие вопросы лаборатория решает во взаимодействии с заинтересованными организациями, но сейчас есть глобальное непонимание со стороны Комитета по делам национальностей Тюменской области. Несколько лет подряд региональное правительство находило средства на поддержку лаборатории, но в марте 2016 года комитет сообщил: «выделение средств <…> на проведение научных, экспертных исследований по вопросам профилактики экстремистских проявлений <…> не представляется возможным».
Известно, что когда «науку выгоняют в дверь, в окно влазит мракобесие». Так, на проведенных при поддержке комитета курсах для имамов (в целом замечательная идея) один из лекторов предоставил информацию, которая не только исторически, но и политически ошибочна. Закладывая ее в сознание имамов и распространяя среди прихожан мечетей, не получим ли мы кумулятивный эффект?
Эксперты выполняют важную, а иногда и опасную работу. Трудно представить, что в такой тонкой и деликатной сфере, как этноконфессиональные отношения, можно действовать методом проб и ошибок — без научного и экспертного сообщества. И если комитету экспертные исследования не нужны, то правоохранительные органы придерживаются иного мнения.
— Как часто к вам обращаются государственные органы для экспертизы?
— Постоянно поступает большое количество материалов. За первое полугодие 2016 года лабораторией проанализировано 340 материалов. За весь прошлый год, для сравнения, поступило всего 100. И это все надо внимательно отсмотреть, вычитать и сделать беспристрастное заключение.
— Бывало, что ваша лаборатория не находила признаков экстремизма в предоставляемых материалах?
— Такие случаи встречаются, но редко: все-таки в органах власти и правопорядка, направляющих материал на анализ, работают профессионалы, у которых есть опыт и методики предварительной оценки. Наша задача дать более квалифицированное заключение, привлекая специалистов высокого уровня. У нас же огромный ресурс кадров — Тюменский госуниверситет.
Недавно таможня аэропорта Кольцово прислала несколько сотен аудио- и видеодисков, с виду ничем не примечательных. Отсмотрели все, но лишь в одном нашли короткий экстремистски «заряженный» фрагмент. Он создавал крайне негативный и опасный образ, поэтому фильм рекомендован к включению в список запрещенных в Российской Федерации. В нем есть опасность прежде всего для самих мусульман, которых пытаются поссорить с другими конфессиями.
«Будьте аккуратны с вашими высказываниями»
==========================================
— Закон, а именно Уголовный кодекс, дает нам пространное определение понятия «экстремизм»: «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе». То есть, публично сказанные слова «Бога нет» могут квалифицироваться как экстремизм?
— Это просто выражение собственного мнения. Здесь нет оскорблений, угроз, призывов к чему-то, как нет и проявления агрессии.
— Тогда как определить, что будет экстремизмом, а что — выражением собственного мнения?
— Мы исходим из юридического определения. Но любой здравомыслящий человек понимает, что крайне категоричные высказывания до добра не доведут.
Наша задача изучить большой массив материалов и определить тип лексики: бранная она или жаргонная, несет ли агрессивную или оскорбительную информацию о конкретном человеке, побуждает ли на какие-то действия, а также проанализировать контекст или видеоряд, если это ролик.
Есть, например, очень известные видеоблогеры, которые много лет работают «на грани фола». К нам на анализ попадали видеоматериалы одного из них — Данилы Поперечного. Молодой человек весьма одаренный, но у него есть ролики, которые вызывают сожаление: сатирик тратит талант, напрасно задевая чувства верующих. А для кого-то это свято, сакрально.
— Допустим, известного блогера обвинили в экстремизме. У него, как правило, сотни тысяч подписчиков. Они тоже станут экстремистами?
— Его подписчики могут попасть под санкции, если то, что они тиражируют, относится к запрещенному контенту. Незнание, как известно, не освобождает от ответственности.
— Даже если подписчики не полностью разделяют мнение опального блогера?
— Если вы активно интересуетесь его материалами, разделяете мнение этого человека и часто публикуете его в своем профиле «ВКонтакте» — вы не можете не оказаться под пристальным наблюдением. Согласитесь: если вы делаете репост или ставите лайк, значит, уже пропагандируете эти суждения.
Интернет-пространство мониторится с помощью оборудования, которое есть в Тюмени в распоряжении определенных служб. Оно реагирует на ключевые слова и знаки в публикуемом сообщении — маркеры. И на реакцию: лайки, репосты, комментарии. Поэтому будьте аккуратны с вашими высказываниями и с вашими подписчиками.
— Достаточно одного репоста, чтобы стать экстремистом?
— Это можно сделать случайно. И за один такой жест с вами ничего не случится. Никто специально не будет искать у домохозяйки запрещенный контент. И если ее судят, значит, она размещала или писала у себя что-то с опасными маркерами не один раз.
Вы можете интересоваться конкретной проблемой, изучать ее с разных сторон. Лично я отсматриваю и вычитываю много всего, но не рассылаю друзьям материалы нацистского содержания. Зачем? Я лучше размещу у себя красивую песню или фотографию.
В Тюмени в прошлом году был один случай: молодой человек разместил на странице «ВКонтакте» видео сомнительного содержания. Затем стал коллекционировать подобный контент у себя на странице, думая, что это его частная жизнь. Потом распространял ролики, писал комментарии, в том числе и в своем профиле. Это заинтересовало правоохранительные органы, которые попросили нас об экспертной оценке публикуемых материалов.
Представителям правопорядка стало очевидно: парень попал в капкан некритичного отношения к информации. Он превратился из интересующегося в пропагандиста экстремизма. Что в этом хорошего?
— А если человек недоволен ростом цен, постоянно пишет об этом в блоге или в соцсети, публикует фото из магазинов и допускает высказывания типа «Сколько это можно терпеть?!», то он тоже может попасть под статью об экстремизме?
— Высказывать свое мнение вы можете — мы живем в свободной стране. Посмотрите, сколько политических акций, демонстраций, массовых выступлений проходит. Они никем не наказываются. Один человек или группа лиц высказывают свое мнение, как правило, недовольство чем-то. И органы правопорядка охраняют митингующих, контролируя, чтобы ситуация не переросла в агрессивное действие. И все на этом.
Но если вы постоянно и безосновательно обвиняете конкретных лиц в том, что, например, цены в магазинах растут, что война идет, а также будете употреблять в их адрес какие-то крепкие выражения — это, конечно, может заинтересовать соответствующие органы.
— В последние время общество все больше разделяется на несогласные друг с другом политические группы, агрессивно настроенные друг против друга. Если человек из одной группы систематически высказывает критику в адрес противника — его тоже могут привлечь за экстремизм?
— Человек может быть согласным или несогласным с положением вещей. Это его право. Но если он действует агрессивно, оскорбляет своих противников, то может быть привлечен к ответственности. Политическая борьба — вещь очень опасная. И перейти грань довольно легко.
«Когда главной становится националистическая идея, это очень опасно»
=================================================================================
— Согласно исследованиям, проведенным авторами статьи «Русский национализм в тюменском регионе» (журнал «Полития») в 2013 году, среди молодежи, особенно любителей здорового образа жизни как никогда сильны взгляды, оправдывающие и поддерживающие превосходство русских (надписи «Славяне» на машинах, «Русский значит трезвый»
— Скажу так: у нас есть представители «неославянизма». Движение очень пестрое, как и цели людей, весьма условно входящих в него.
Опасность не исходит от тех, кто интересуется истоками своей культуры. Их сторонники придерживаются здорового образа жизни, то есть их общие праздники — одно из немногих мест, куда можно спокойно прийти с детьми. На гуляниях — будь то Масленица или День папоротника, всегда много добрых, отзывчивых людей. Накрыт общий стол (и без алкоголя!), все пляшут, водят хороводы, поют известные и любимые всеми народные песни. Создается чувство безопасности и общности.
Но когда главная идея иных лидеров и их сторонников — противопоставление и отделение славян от других сибиряков, это становится очень опасно. Туда активно вовлекаются молодые люди, слабо понимающие, чем плохи те, против кого они ополчились.
Сибирь во все эпохи — полиэтничный регион. И в «неославянине» давно течет неславянская кровь. Достаточно такому радикалу сделать генетический анализ, чтобы он разочаровался в своих взглядах.
Со временем на незнание накладывается идея превосходства славянской нации над другими. И тогда из этого движения вырастают агрессивные акции. Так, национализм неминуемо приведет к нацизму и, как следствие, к фашизму. Пример близкий — украинский национализм, к подавляющему большинству украинцев не имеющий отношения.
Можете быть абсолютно уверенными: у нас одинаковое отношение ко всем опасным сообществам. Не только к националистам, но и, например, к ваххабитам. И мы прекрасно знаем о переезде молодых мусульман из Тюменской области в ИГИЛ (организация запрещена в России), где фанатики отправляют наших ребят на смерть.
Но это, к счастью, не массовое явление. А против вербовщиков возбуждаются уголовные дела. Поэтому у нас в регионе ведется серьезная работа.
— В случае с русским национализмом в чем она заключается?
— Ведется профилактическая, разъяснительная работа. Мы стараемся анализировать деятельность и этих организаций. Когда их члены начнут какие-то противоправные действия, тогда, конечно, ими заинтересуются в том числе правоохранительные органы.
Есть и организации, о которых пока мало что известно, потому что они только образовались. Но как можно запрещать объединяться по интересам и обсуждать какую-то проблему? А то, что эти люди собираются где-то в узком кругу, совершают обряды поклонения идолам — это их дело.
— А если националист будет публиковать свои мнения и взгляды на стене в соцсети, репостить и лайкать материалы с националистическим уклоном?
— Если эти материалы будут призывать к агрессивным действиям против представителей другой национальности, другого вероисповедания, их будут запрещать, а распространителей наказывать. Организации, размещающие противоправный контент, очень быстро закрываются, попадают в список запрещенных.
«Сегодня следует воспитывать, взращивать толерантность в каждом из нас»
=======================================================================
— Что делает ваша лаборатория, чтобы остановить распространение опасных идей?
— У нас много профилей работы. В частности, публикуем статьи и книги. Например, в Москве в конце прошлого года вышел третий том монографии «Ислам на краю света», написанной нашим руководителем — Александром Павловичем Ярковым.
Сейчас готовим тематические пособия и однодневные курсы для школьников и подростков по профилактике экстремизма с учетом исторических и религиозных особенностей региона. Мы расскажем, как определить, что человек тебя вербует, как, грубо говоря, отличить добро от зла. С осени планируем проводить семинары в школах, ссузах и вузах.
У нас предполагаются и практические занятия. Например, деловые игры, которые за годы использования доказали свою эффективность. Даже поначалу несогласные с нашей информацией дети после такой практики быстро усваивали правильные модели поведения и в будущем наверняка смогут избежать попадания в экстремистские группировки.
На курсы мы выезжаем мобильной группой, в которую входят эксперты по разным конфессиям. Они читают свои лекции о том, как отличать религию от радикального течения. Конечно, тематика и подача материала меняются в зависимости от возраста и состава аудитории.
Помимо этого, проводим просветительскую работу с руководителями муниципалитетов и администраций, педагогами, работниками культуры. Рассказываем, как можно выявить опасность на ранней стадии и предотвратить ее.
— Что вы им рассказываете?
— Говорим, как определить тревожные «звоночки», когда человек, особенно ребенок, находится под опасным влиянием. Потому что от попадания в экстремистские группировки никто не застрахован.
_Самый важный сигнал — это смена поведения_. То есть ребенок внезапно, без видимых причин стал очень тихим, скрытным. У нас в практике был случай, когда учительница смогла на ранней стадии распознать опасность и обратилась в соответствующие органы.
Она увидела, что ребенок очень плохо учится, пропускает уроки, пишет все предметы в одной тетради. А на ее обратной стороне он очень красиво и тщательно выписывает арабские буквы.
Выяснилось, что мальчика обучал арабскому языку его взрослый сосед, прививая опасные взгляды. Учил он и «делу» — тетрадь была прострелена.
— Куда и как часто вас зовут с просветительскими лекциями?
— Мы очень востребованы в соседних областях. Члены нашей лаборатории, эксперты и привлеченные специалисты в этом году побывали с аналогичными курсами в городах ХМАО. Нас зовут в Екатеринбург, Оренбург, Челябинск. Их местные власти понимают проблему и поэтому активно приглашают нас.
А в Тюменской области семинары, увы, не пользуются популярностью. Готовя новую программу, мы рассылаем заявки по южным районам нашей области: в Голышмановский, Аромашевский, Армизонский, Абатский, Казанский, Викуловский, Бердюжский, Ишимский районы. Но с их стороны не видим взаимности. И даже в Омутинский район, где есть проблемы, нас не зовут.
Многие руководители районов открещиваются: «У нас ничего нет, ни одного экстремистского случая» или «мы много веков бок о бок живем, батюшка с муллой дружны, нам ваших лекций не надо».
Есть и районы, которые нас часто приглашают. Например, Нижнетавдинский, несмотря на то, что там хорошая, мирная обстановка. В районе ведется очень серьезная работа, и мы это отметили. Администрация серьезно относится к профилактике экстремизма и проводит большую работу с населением. У них все на учете, они всех знают: и зарегистрированные, и незарегистрированные организации.
— Что, по вашему мнению, нужно делать каждому, чтобы не было национальных конфликтов?
— Как бы мы ни относились к слову «толерантность», но именно ее и следует сегодня воспитывать, взращивать в каждом из нас, начиная с семьи.
Очень важно научиться уважать и принимать другого человека с его убеждениями. И учить наших детей, что люди все разные. Ненависть — это страшное чувство, которое не появляется из ниоткуда. И порой мы ее сами культивируем.
Учителям следует быть чуткими и внимательными, вовремя распознавать угрозу.
Важно объяснять, что любая религия, будь то ислам, христианство, иудаизм или буддизм, говорит об одном и том же: не убей, не укради, относись к своему ближнему так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Прежде всего эти правила направлены на достижение мира и согласия.
И, конечно, следует отделять радикальные течения. Сегодняшнее поколение, увы, выросло в отрыве от религиозного воспитания. Им, к примеру, показывают вырванные из контекста фразы из Корана, трактуют сунны по-своему, говорят о военном джихаде, забывая то, что изначально это «джихад ума и сердца» — победить врага внутри себя!