Современные семьи будут учить распоряжаться бюджетом и стимулировать к рождению второго ребёнка.
_Какую поддержку будут оказывать молодым семьям в 2015 году и чем опыт правительства может быть полезен каждой ячейке общества, живущей на территории региона, рассказала в интервью телеканалу «Тюменское время» заместитель губернатора, директор департамента социальной защиты населения Ольга Кузнечевских._
— Ольга Александровна, наступающий 2015 год будет не самым простым. По крайней мере так говорит вице-премьер Ольга Голодец. Она же утверждает, что трудности нового года затронут социально-незащищенные группы граждан, в первую очередь многодетные семьи. В Тюменской области уже есть наработанная база, которая поможет всё это смягчить?
— Сразу скажу: есть. Мы, конечно, понимаем, что для нас этот год будет достаточно сложным. В том числе и в плане бюджетного финансирования. По каким-то параметрам нам придётся «ужаться». Но основные вещи, которые направлены на обслуживание социально-незащищенной категории населения, конечно же не изменятся и будут сохранены в бюджете. Хочу пояснить, почему так говорит Ольга Голодец. Год будет сложным в первую очередь для нас, для тех, кто реализует эти условия, оказывает эти услуги. Мы должны сделать так, чтобы сложившуюся экономически трудную ситуацию не сильно почувствовали на себе эти граждане.
— Социально-незащищенные граждане — пространная категория, сюда можно отнести и престарелых, и многодетных… Всё-таки, кому будет сложнее, кому будет оказана помощь в первую очередь?
— Мы все прекрасно понимаем, что рождение ребенка это минус 50% бюджета семьи на определенный срок, пока мама сидит с ребенком. Это и материальные затраты, и выключение мамы из трудового процесса и зарабатывания средств на семью. Поэтому наша основная задача — это поддержка семьи с детьми в возрасте от 0 до 3 лет.
— Многодетной и социально-незащищенной?
— Нет, на повестке дня вопросы поддержки не только малообеспеченных и многодетных, как мы привыкли, а вообще семьи. Потому что это и студенческая семья, с которыми мы тоже будем заниматься. Это и просто молодая семья. Наша задача не только сохранить саму семью, но поддержать и обеспечить их так, чтобы появилось желание родить второго ребёнка.
— Почему делается акцент именно на второго ребёнка?
— Потому что именно двое детей в семье решают вопросы демографии. Наша задача сегодня — работа с семьёй, где есть дети.
— Не пострадают ли от такого внимания к молодым семьям пенсионеры?
— Да, пенсионерам, пожилым людям сложно, но при этом у нас никто не находится на улице, никто не остался без пенсионного обеспечения в размере 100%-ого прожиточного минимума. Все меры соцподдержки (субсидии ЖКУ, льготы, лекарства и обслуживание) сохраняются и останутся в 2015 году. Но молодая семья на сегодняшний день — это главный приоритет. Надо, чтоб рождались дети, чтобы сохранялись семьи, чтобы молодые люди планировали свое развитие.
— А как планируется определять, нужна ли молодой семье помощь?
— Посмотрите, у нас в возрасте ребенка от 0 до 3 лет мамочка сидит дома. В 3 года она отдает ребенка в детский садик (с этого возраста у нас точно нет очередей). Там начинают вступать в силу другие вещи: компенсация оплаты услуг за детский садик, компенсация за питание в школе. А мамочка почему не идёт на работу? Почему она продолжает сидеть дома?
— Быть может, ей не нужна поддержка? Всё хорошо, и она может себе это позволить?
— Это мы с вами думаем, что ей не нужна поддержка. Но ничего ей не мешает прийти к нам за материальной помощью, за оказанием адресной помощи, за компенсационными выплатами и так далее.
— Семья может жить за счет дотаций государства?
— Люди должны заниматься собственным доходом и собственным бюджетом самостоятельно. Принцип — вот у меня здесь не хватает и я пойду к государству, пусть поможет — не всегда оправдан. Выполнение и сохранение семейного бюджета в обозначенных рамках — это один и тот же принцип расходов и доходов. Как и везде. По такому же принципу формируется и областной бюджет. Давайте смотреть: если мы не входим в бюджет, надо смотреть, где мы можем сократиться в расходах. Так действует правительство. И так должна действовать каждая.
— Семей, в которых явно присутствуют иждивенческие настроения, становится больше?
— Нам необходимо выстроить некие коридоры, которые будут отсекать неоправданные притязания, в том числе и иждивенчество. Чтобы мы могли в рамках существующего бюджета обеспечить поддержку и защиту тех людей, которые реально нуждаются.
— Какой из методов работы с населением является, на ваш взгляд, самым эффективным?
— Если есть возможность, нужно развивать систему софинансирования, где участвует и бюджет, и вторая сторона. Надо определить понятные правила для граждан: вот этот объём услуг ты получаешь бесплатно. А если ты хочешь ещё, то вот за это «ещё» ты должен заплатить.
Например, мои родители хотели, чтобы я занималась в музыкальной школе. Они принесли с работы справки по зарплате, им по формуле высчитали 1% или 1,5% от общего дохода семьи, и они платили за мое обучение. А это, во-первых, контроль со стороны родителей: если мы за тебя деньги платим, то будь добра заниматься ответственно. Во-вторых, я тоже понимала, что на меня тратится бюджет семьи, поэтому я выбирала: либо я занимаюсь в музыкальной школе, либо мне купят коньки для фигурного катания. Это правильный элемент воспитания.
— Получается, что система софинансирования не нова, но по-прежнему актуальна.
— Изначально в любом проекте софинансирование вызывает сомнения и споры. Но её нужно правильно формировать с учётом доходов каждого человека, каждой семьи. Мы заходили в систему софинансирования по летнему отдыху. И заходили достаточно сложно. Но уже два года эта система действует эффективно. Все родители поняли, что путёвку для ребёнка можно купить в течение всего года. Для этого нужно предоставить информацию, и так далее. На сегодняшний день каких-то конфликтных ситуаций и скандалов практически нет. И мы наглядно показываем, как система софинансирования работает.
— Софинансирование в социальной сфере практикуют все субъекты Федерации?
— Нет, не все регионы смогли применить этот метод в работе. Я бы сказала, что очень мало регионов смогли привести эту в систему. Но при этом услуга, которую оказывают наши лагеря, великолепная и по качеству, и по видам, и по наборности.
На сегодняшний день наша система летнего отдыха признана в мире. В этом году наш центр «Ребячья республика» получил международную Премию дружбы на всемирном конгрессе. Аналогичной премии был удостоен только канадский представитель. В России больше нет лагерей такого уровня.
— Планируется ли внедрение софинансирования в других сферах социальной деятельности граждан?
— Это необходимо сделать, в том числе, и в системе дополнительного образования. Если вы будете платить за своего ребенка хотя бы какую-то часть, то вы поведёте его в те кружки, которые для него действительно важны и интересны. А это значит, что мы будем развивать и продавать ту услугу, которая потребуется в дальнейшем для ребенка, для его возможного профессионального ориентира и подготовки. Это всегда так. Надо научиться создавать и развивать те услуги, которые покупают. Это нормальные вещи. И это тоже наша задача, в том числе на 2015 год.
— Мы, тюменцы, практически привыкли к тому, что Тюмень — лучший город земли. Появляются рейтинги, говорящие о том, что мы одни из самых счастливых людей в стране. Понятно, что это заслуга и социальной инфраструктуры. А если говорить о маленьких населенных пунктах, районных центрах и деревнях?
— У них свой менталитет, но они тоже развиваются. Возьмем статистику: 36% населения живет в деревнях, в сельской местности, Остальные в городе. Но услуги и сети инфраструктуры развиваются в каждой территории по одним и тем же принципам.
За прошлый год мы открыли 20 объектов спортивной направленности. Это и спортивные площадки, и модульные сооружения, и центры спортивной подготовки. Центры социального обслуживания населения есть везде, в каждом муниципальном образовании. Детские сад, школы. Мы сегодня на межведомственном уровне задействуем всю инфраструктуру, чтобы предоставить возможность жителям сельских территорий не чувствовать себя оторванными. Есть возможность открыть в спортивных залах кружки и клубы и секции для детей с ограниченными возможностями, мы их открываем. Это обязательное требование. Есть возможность открыть лагеря для этих же секций, чтобы дети не только тренировались, но чтобы для них организовали интересную досуговую программу, свозили на экскурсию. Это делается силами молодёжной политики, социальной политики, но уже на базе инфраструктуры спортивного учреждения. Раньше этого не было.
То же самое касается школ. Сегодня школьный лагерь — это не тот, в который мы с вами ходили. Они точно так же защищают программу — отстраненную от образовательного процесса, чтоб детям было интересно. Кстати, сегодня ребенок может пойти в лагерь не только в свою школу. Он может выбрать любую, в зависимости от программы. Мы его туда направим, организуем ему путёвку. В центрах социального обслуживания населения мы тоже делаем всевозможные группы, и в том числе по присмотру за детьми.
— Ольга Александровна, мы начали разговор с того, что трудности 2015 года могут затронуть многодетные семьи. Какие новые меры поддержки для этой категории населения сегодня разрабатываются?
— В соответствии с новеллой 442-го федерального закона мы должны обеспечить сопровождение и оказание социальных услуг многодетным семьям. Этого не было раньше. Если многодетная семья нуждается в какой-то социальной услуге, мы должны её предоставить, в том числе сопровождение в больницу и так далее. Или по присмотру на какой-то период внутри самой семьи. Если, допустим, маме куда-то надо, надо с ребятишками посидеть. Это тоже социальная услуга, и мы должны её развивать, должны рассказать о ней людям.