О фестивалях и специальностях тюменской академии культуры рассказывает ректор.
_В конце октября Тюменская государственная академии культуры, искусств и социальных технологий проводила два фестиваля подряд — VI форум молодёжных театров «Живые лица», V парад документального кино «КинЗа». 7 ноября начинается фестиваль дизайна, в котором активно участвуют подразделения академии. О том, какую роль в жизни вуза играют такие события, как отразилось на жизни академии слияние с колледжем искусств и как привлечь выпускников к работе в селах, «Вслух.ру» рассказал ректор ТГАКИиСТ Игорь Шишкин._
— Игорь Геннадьевич, академия в шестой раз становится учредителем фестиваля молодёжных театров «Живые лица». Расскажите о том, какое значение этот проект имеет для вуза, как развивается фестиваль и какие у него перспективы?
— Просматривая материалы, посвящённые «Живым лицам» в средствах массовой информации, я обратил внимание, что в них прекрасно говорится об идее, и об участниках, и об охвате аудитории, не упоминается только, что инициатором и организатором фестиваля была и остаётся Тюменская академия культуры, искусств и социальных технологий.
Шесть лет назад, когда появилась идея фестиваля, нашей задачей было активное позиционирование академии в культурном и творческом пространстве Тюменской области и Уральского федерального округа, а также использование колоссального потенциала наших кафедр для создания интересного, брендового, имиджевого мероприятия, которое характеризовало бы Тюмень и Тюменскую академию культуры как центр высокой культуры.
Уже в первый год откликнулись не только самодеятельные театры из Тюмени и ближайшей округи, но и коллективы из Свердловской, Челябинской, некоторых других областей, поэтому фестиваль решили продолжать, и теперь мы можем сказать, что он стал традиционным.
Фестиваль — самая перспективная форма творческого общения. Съезжаются коллективы, эксперты, настоящий бомонд. Надо сказать, мы приглашаем всех участников за наш счёт, и в этом отношении хотелось бы сказать слова благодарности нашим социальным партнёрам, которые помогают финансировать фестиваль на протяжении ряда лет.
Это, прежде всего, депутаты Тюменской областной думы Дмитрий Горицкий, Павел Белявский. Некоторая сумма выделяется нам в рамках федеральной программы «Культура России». Ну, а всё остальное — внутренние источники академии. На наш взгляд, бюджет фестиваля остаётся очень приличным.
Уже несколько лет мы вынашиваем идею сделать этот фестиваль международным. Впервые в этом году в нем участвуют представители немецкого молодёжного театра, и в дальнейшем международное направление планируется расширять. Почему бы не пригласить театры из стран ближнего зарубежья, Казахстана, например?
Увеличивается и продолжительность форума. В этом году он длился семь дней. Менялись театральные подмостки, менялись виды деятельности. В рамках театрального фестиваля впервые мы устроили курсы повышения квалификации. Помимо творческого общения, выступлений, круглых столов, разборов, представители театральных студий смогли подучиться и получить удостоверение о повышении квалификации, то есть и некий прикладной результат.
Организацией фестиваля руководит кафедра режиссуры любительского театра во главе с Мариной Владимировной Жабровец — энергичная, мобильная, креативно мыслящая команда с мощным организаторским потенциалом. Поэтому я надеюсь, у нас состоится и седьмой, и десятый фестивали. Сразу после отъезда театральных коллективов мы анализируем результаты и принимаемся за обсуждение и планирование следующего театрального форума.
— Какую роль в жизни академии играет другой октябрьский фестиваль, «КинЗа»?
— Это ежегодный фестиваль документального кино. Он проходит уже в пятый раз. Поэтому тоже в статусе традиционного.
Идея фестиваля выросла из киноклуба, который существует не один десяток лет. Бессменный руководитель «Кинзы» Наталья Павловна Соколова, директор библиотеки ТГАКИиСТ, — большая подвижница, эрудит, энтузиаст своего дела, человек высоких творческих идей. Всякий раз она умеет внести в программу особую изюминку.
Впервые в Тюмени в рамках фестиваля организована программа «Эхо Флаэртианы». «Флаэртиана» — это ежегодное событие, в рамках которого проходят показы лучших фильмов международного фестиваля документального кино (г. Пермь). «Эхо Флаэртианы XIII» представит на КинЗе четыре фильма: «Ханда Ханда 4» (Израиль, 2013); «Цыгане идут на выборы» (Чехия, Словакия, 2012); «С.П.А.Р.Т.А. — территория счастья» (Россия, 2012); «Человек и лис» (Иран, 2012): фильм получил главный приз Флаэртианы XIII (2013) — «Большой золотой Нанук». Эхом четырнадцатой Флаэртианы станут два фильма: «Дель и его Предел» (Россия, 2014) и «Дневник наркоманки» (Россия, 2013).
Документальное кино затрагивает социально важные проблемы, на которые мы, в силу занятости, мало обращаем внимания. Изучая программу нынешней «КинЗы», я изумился палитре тем, обозначенных в фильмах: от судеб маленьких людей в маленьких деревушках до глобальных геополитических проблем.
Программа ориентирована на мыслящего, культурного тюменца, потому как и театр, и неигровое кино привлечет, скорее всего, интеллектуала. В первую очередь мы рассчитываем на интерес со стороны тюменского студенчества.
И хотя пока мы не достучались до массового зрителя, до молодёжи, круг наших друзей с каждым годом расширяется. Видимо, и творческих людей в городе становится все больше. Хочется надеяться, что и мы к этому причастны.
— Прошло пять лет с момента слияния тюменских академии культуры и колледжа искусств. Могли бы вы подвести промежуточный итог этого объединения?
— Процесс интеграции двух учреждений, двух коллективов — долгий и сложный — будет ещё продолжаться некоторое время. Но уже сейчас уже есть целый ряд положительных результатов.
Прежде всего, колледж и академия стали открыты друг другу, появилось очень много совместных творческих проектов. Объединяются кафедры, творческие коллективы по всем направлениям: хор, народные инструменты, академический вокал, эстрадный вокал, хореография, театр… Появляются разновозрастные многожанровые коллективы, в которых может максимально раскрыться творческая личность.
В последние годы присутствие академии в культурной жизни города и области существенно возросло. Перечислю хотя бы то, что состоялось в последнее время: не только фестивали «Живые лица» и «КинЗа», но и три премьерных показа спектакля «Мой милый Плюшкин», большой концерт академического вокала «Молодые певцы — родному городу». Наша кафедра режиссуры недавно приняла самое активное участие в подготовке и проведении празднования 60-летия Ишимского педагогического института.
В учебном корпусе на улице Пароходской открылась выставка наших и тобольских художников. Недавно закончился фестиваль «Я — менеджер культуры», собравший студентов по специальности «Социально-культурная деятельность» со всего УФО.
Мы активно готовимся к очередному фестивалю дизайна. На низком старте фестиваль «Сибирские родники», посвящённый русскому фольклору.
15 декабря в Тюменской филармонии состоится крупный хоровой творческий проект, посвящённый завершению Года культуры — 40-минутное исполнение «Мессы мира» Дженкинса в сопровождении оркестра. К репетициям уже приступили хоры детской школы искусств, колледжа, академии.
Работы столько, что и студенты, и преподаватели загружены до творческого изнеможения, сладостный результат которого — бурные аплодисменты поклонников. И, конечно, великая помощь в хорошем деле — консолидация усилий разных подразделений академии, что стало возможным только в результате их объединения.
Мощный, беспрецедентный концерт, в котором с отчетом за год выступили все творческие коллективы академии, состоялся 5 июня 2014 года в филармонии. Он наглядно показал правильность наших интеграционных процессов. Подобных концертов не было много лет, думаю, что они тоже станут традиционно ежегодными.
У нас огромные творческие планы на будущий год, около 80 мероприятий только публичных, куда мы приглашаем всех тюменцев и гостей города. Самые важные события связаны с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне, 175-летием Чайковского, 100-летием Свиридова, 200-летием Ершова.
Должен сказать, что в результате объединения появилась возможность проведения идеи «Образование через всю жизнь». Многоуровневый образовательный комплекс позволяет по окончанию нашей специализированной школы искусств получить среднее профессиональное образование в колледже, далее степень бакалавра и магистра по программам высшего образования. Есть возможность обучения в аспирантуре. В этом году из 56 выпускников колледжа половина продолжила обучение в бакалавриате. Сейчас мы лицензируем аналог аспирантуры для творческих специальностей — ассистентуру-стажировку. Ведь наша задача удержать всех выпускников творческих специальностей в Тюменском регионе.
Новые перспективы появились и у преподавателей колледжа — очень многие становятся доцентами, а потом и профессорами. Я постоянно поднимаю вопрос объединения внутри академии, в разговорах с преподавателями колледжа. Все говорят, что оценивают слияние только позитивно.
Думаю, объединение было прозорливым решением правительства Тюменской области. Понятно, что неправильно иметь два разных учреждения в одной сфере, которые тянут одеяло на себя в нездоровом соперничестве. Поодиночке нам было бы сложнее развиваться и выживать.
— Какие возможности для трудоустройства есть у выпускников Тюменской академии культуры?
— Возможностей масса: концертные и филармонические организации, Дома культуры. Сейчас возобновляется тема создания симфонического оркестра, что сулит в ближайшие годы перспективы для музыкантов-исполнителей. Задача нашего учебного заведения — насытить кадрами творческой направленности учреждения культуры и досуга Тюменской области. Выпускников не удержишь, как крепостных, но заинтересовать, дать мотивацию — всегда возможно.
— Насколько нынешняя «культурно-досуговая сфера» привлекательна для молодых специалистов?
— Я думаю, достаточно привлекательна. Во всяком случае, мониторинг трудоустроенности показывает, что выпускники почти в ста процентах случаев находят работу, преимущественно, по профилю. Мы обращаемся к данным биржи труда, кроме того, на каждой кафедре поддерживают связь с выпускниками, так что у нас есть представление, кем работают вчерашние студенты.
Помимо обычной формы трудоустройства, есть ещё такое понятие, как свободный художник. Тут речь идёт о самозанятости. Получив некое ремесло, представления о психологии, маркетинге, выпускник, например, дизайнер, может сам находить клиентов и получать заказы.
Но здесь есть другая тема для разговора — кадры для города и села. Естественно, рыба живёт, где глубже, человек — где лучше. Город для выпускников творческих специальностей более привлекателен: здесь больше возможностей, другой уровень жизни, другой круг общения. К нам поступает масса заявок из муниципалитетов, где требуются учителя музыкальных школ, школ искусств.
Здесь целый комплекс проблем, которые надо решать сообща, вместе с муниципалитетом. Как проблему с медиками на селе решили? Обеспечили молодые кадры жильём, «подъемными» субсидиями, зарплатой соответствующей, местами в детском саду.
Наша задача обеспечить муниципальные культурные центры (музыкальные и школы искусств, клубы и дворцы культуры), соответствующими специалистами. Необходимо воспроизводство кадров. Мы понимаем, что в Абатск или Сорокино вряд ли поедут тюменцы. Логично предположить, что туда могли бы вернуться на работу выходцы из этих районов.
И вот эту идею следует продвигать на раннем этапе. Мы отслеживаем учеников ещё в музыкальных школах, и предполагаем, кто мог бы, окончив местную школу, получить среднее или высшее профессиональное образование в академии, а затем вернуться преподавать в свои муниципальные образования. Через целевой приём, через трехсторонние договоры между муниципалитетом, нами и студентом мы гарантируем возвращение выпускника для работы в местной школе. Соответственно, педагогическую практику он также проходит на месте, постепенно привыкая к той среде, в которой ему предстоит потом работать. Это один из действенных путей, которым мы можем заполнить вакансии в творческих подразделениях сельских районов Тюменской области. Второй год мы реализуем эту стратегию, но тут речь идёт еще и об изменении сознания, поэтому для получения результата необходима системная работа и время.
Должен сказать, что на базе академии культуры создан учебно-методический центр, который объединяет и патронирует все творческие школы области. За каждой школой закреплён куратор от академии, который постоянно поддерживает связь как по электронной почте, так и лично, выезжая на методические семинары в Тобольск, Заводоуковск, Ишим. При академии создан Совет директоров музыкальных школ.
Методисты из академии курируют конкурсы, фестивали, участвуют в работе жюри, дают мастер-классы, проводят областные курсы повышения квалификации для учителей. Второй год мы проводим сентябрьскую педагогическую конференцию, по аналогии с областным августовским педсоветом общеобразовательных школ, где мы подводим итог работы музыкальных школ за год, определяемся с планами и перспективами.
— Расскажите, пожалуйста, о круге специальностей, по которым академия готовит выпускников. Под воздействием каких факторов он меняется? В частности, интересно узнать, насколько актуальна в наши дни такая специальность, как культуролог?
— Сегодня в академии пролицензирован исчерпывающий для вуза нашего профиля перечень специальностей и направлений, всего их 56. Сегодня мы видим потребность в подготовке кадров для телевидения, активно готовим документы на лицензирование этой специальности. В этом направлении есть много профилей: режиссёры, журналисты, операторы, звукорежиссёры, осветители, телеведущие. Мы ведём переговоры с местными телевизионными компаниями, например, по поводу базы практики. Надеюсь, через два-три года мы сможем уже объявить набор.
В остальном перечень специальностей в нашей академии самый полный и широкий среди 54 российских вузов нашего профиля. Возьмём нашего ближайшего соседа, Челябинскую академию культуры. Это серьёзное учебное заведение, с наработанными традициями, мощной научной составляющей. Но у них нет, например, дизайна, живописи, музееведения. Так что мы считаем, что у нас самый исчерпывающий перечень специальностей, готовый удовлетворить самый изысканный вкус потребителя, как сейчас говорят, наших образовательных услуг.
На целый ряд специальностей набор, мы считаем, следует проводить раз в два года. Например, актёрские, искусствоведческие курсы мы набираем по этой схеме.
Вы знаете, мы ведь делали даже два набора на такое экзотическое направление, как конфликтология. Но, как показал опыт, сегодня эта специальность обществу не интересна. Мы идём не по пути профилактики возможного конфликта, а по пути регулирования, гашения уже существующего. Такова наша ментальность на сегодняшний день. И что нам остаётся делать? Плетью обуха не перешибёшь. У нас учатся сейчас третий и четвертый курсы, два года набор не объявлялся, так как не было интереса к этой специальности. Видимо, мы до этого ещё не доросли. Хотя я считаю, что специальность эта перспективнейшая. Конфликтолог должен быть на каждом предприятии. Это профессионал, знающий, чем дышит коллектив, какие в нём есть внутренние противоречия, какие группы, где пересекаются и сталкиваются их интересы, и помогающий руководителю грамотно предотвращать потенциальные конфликты.
Что касается культурологии — у нас есть это направление, но уже два года мы не объявляли наборы абитуриентов по этой специальностей. Да, она даёт колоссальный багаж знаний, мощное гуманитарное образование, кругозор, эрудицию. Но какова востребованность культурологов обществом, сколько потенциальных мест работы? Пять-шесть на всю область? Это не учитель мировой художественной культуры, который встал бы за кафедру в школе. Это сродни работе эксперта, возможно, чиновника в департаменте культуры, в комитете по делам национальностей, где в фокусе стык культур, их взаимодействие, гармонизация отношений. Штучные специалисты, не массовый поток. Проанализировав, что круг применения этих специалистов сужается, мы взяли паузу. Но, может, через несколько лет сделаем ещё набор. Вот и в этом году будет выпуск культурологов.
Мы и впредь будем мониторить ситуацию по востребованности выпускаемых нами специалистов в сфере культуры. Мы видим, как из года в год растет интерес среди абитуриентов к нашей академии. Будем прилагать все усилия, чтобы творческой личности было комфортно у нас учиться.