Некоторые граждане, поверив аферистам, берут кредиты.
Более 1300 случаев мошенничества, связанного с банковскими картами, зарегистрировано в 2019 году на территории Тюменской области. И если раньше чаще на удочку аферистов попадались люди пожилые, то сегодня растет круг жертв разного возраста. Какие способы обмана граждан наиболее популярны, как обезопасить себя от действий мошенников, и почему подобные преступления плохо раскрываются, выяснил «Вслух.ру».
Раскрыть цепочку трудно
К слову, люди с высшим образованием тоже не застрахованы от психологических уловок киберпреступников, даже те, которые работали в банковской сфере, рассказывает Светлана Новик, начальник Отдела информации и общественных связей УМВД России по Тюменской области.
«Случаи подобного мошенничества мы фиксируем ежедневно. Люди пугаются, когда им говорят о том, что их карта заблокирована и сообщают позвонившим „сотрудникам банка“ не только ее номер, но и секретный код на обратной стороне, — говорит Светлана. — Беда в том, что потерпевшие не сразу обращаются в полицию. Начинают рефлексировать, жалуются друзьям и знакомым, переживают. И только спустя неделю, а то и месяц идут к нам».
К сожалению, манипуляции с банковскими картами пока входят в разряд труднораскрываемых преступлений, поскольку часто имеют межрегиональный характер. Жертва может находиться в Тюмени, а мошенник, к примеру, в Калининграде. А деньги снимают и вовсе во Владивостоке. Установить такую цепочку, по словам Новик, весьма непросто, особенно если человек обратился в полицию спустя какое-то время.
Ваша карта заблокирована
Примерно треть киберпреступлений связана с ложной интернет-продажей. Например, неизвестный выставляет на сайт объявление о покупке комплектующих для компьютерного оборудования. В ходе разговора с потенциальным продавцом мошенник говорит, что товар его полностью устраивает и он готов перевести деньги прямо сейчас, для этого просит номер карты, VIN-код, срок действия
Бывает, жулики размещают объявления о продаже стройматериалов. На деле их нет, покупатель переводит деньги, товар ему не поступает.
«Желательно просить продавца подтвердить наличие товара — прислать фотографии с нескольких ракурсов, устроить какую-нибудь видеосессию в скайпе, мессенджере. И ни в коем случае не перечислять деньги на сотовый телефон — практически в 100 процентах случаев такую схему используют мошенники», — рекомендует Светлана.
Еще одна распространенная уловка из серии — «ваша карта заблокирована». Звонящий представляется сотрудником службы безопасности какого-либо банка, просит срочно заблокировать карту, чтобы предотвратить угрозу снятия денег. Мол, зафиксирована попытка сомнительного перевода куда-нибудь в Урюпинск. Особенно это достоверно, если человек посещал накануне онлайн-банк.
Естественно, он начинает паниковать и сообщает аферистам данные карты и секретные коды. Здесь важно помнить, что сотрудник любого банка не вправе запрашивать такую информацию. Лучше сразу положить трубку и обратиться в свой банк, чтобы прояснить ситуацию.
Вам положена компенсация
Также, по словам Светланы Новик, в последнее время мошенники ловят доверчивых потребителей на предложениях так называемой компенсации. Поступает звонок от некоего представителя государственной структуры, это может быть Следственный комитет, Роспотребнадзор, прокуратура, полиция
«Причем иногда это бывает длительный процесс — в течение месяца люди перечисляют деньги: страховые взносы, госпошлины, налоги и т. д. Мало того, что занимают у родственников, еще и кредиты берут, — говорит Светлана. — На самом деле, процедура возврата компенсации происходит совершенно по-другому, там идет сбор документов, и происходит это не дистанционно».
Светлана Новик в очередной раз напоминает, что при любом звонке, который так или иначе связан с деньгами или картой, важно трезво мыслить, не паниковать и не поддаваться на провокации и психологические уловки.
В случае, если вы все-таки пострадали от кибермошенников, желательно чем быстрее, тем лучше обратиться в полицию. Телефон — 102.
Фото: thecreditsolutionprogram.com