Объем перечислений на их счета сократился до 905 млрд рублей.
Главной проблемой финансового сектора страны является происходящая миграция теневых, в том числе и преступных, доходов из одного финансового сектора в другой. К основным признакам оказания теневых услуг относится их организованный характер, наличие центров управления и предоставление инфраструктуры в интересах третьих лиц. Об этом заявил руководитель межрегионального управления Росфинмониторинга по Уральскому федеральному округу Алексей Кардапольцев на XVII Межрегиональной конференции «Региональный финансовый рынок. Состояние и перспективы», которая прошла в облдуме.
По его словам, следствием оборота «грязных» денег является не только подрыв национальной экономики, но и опасность возникновения социальных перекосов. Только в 2019 году удалось предотвратить деятельность 25 теневых площадок, оборот которых составил 38 млрд рублей. В Уральском федеральном округе пресечена деятельность двух теневых площадок за прошедшие два года.
В то же время в теневой оборот включились крупные торговые сети, автосалоны, большие розничные рынки и другие структуры с традиционным наличным оборотом средств. В последнее время реанимируются хорошо всем известные схемы, в том числе с использованием векселей. Скорее всего, схемы заработали на фоне прекращения оборота сберегательных сертификатов на предъявителя. Объем теневых вексельных схем, по имеющейся информации, исчисляется сотнями миллиардов рублей.
Помолодел контингент обнальщиков. Сейчас портрет таков: это, как правило, молодые люди до 20 лет, по сути учащиеся старших классов (такие случаи фиксируются) и студенты колледжей и вузов. Организаторы теневых схем пользуются неопытностью и финансовой неграмотностью молодых людей, втягивая их в криминальную жизнь.
Еще одна схема, получившая серьезное распространение в банковской среде, предполагает использование специальных счетов кредитных организаций, куда зачисляются денежные средства с ошибочными реквизитами. А после уточнения — возвращаются на счет типичного транзитера. Очевидно, что организация таких схем возможна только с участием специалистов, знакомых с банковскими технологиями. В первую очередь это касается гособоронзаказа, средств, подверженных усиленному контролю и казначейскому сопровождению.
В целом, отметил Алексей Кардапольцев, использование заградительных методов банками позволило пресечь вывод в нелегальный оборот более 200 млрд рублей. «К сожалению, в обход заградительных мер продолжают работать судебные решения, нотариальные подтверждения и другие механизмы легализации», — добавил он.
Для минимизации рисков использования судебной системы для обналичивания и вывода денег за рубеж по притворным основаниям Росфинмониторинг привлекался в процессы в качестве третьего лица почти четыре тысячи раз. Общая сумма исковых требований, рассмотренных службой, составила более 150 млрд рублей. С учетом заключений Росфинмониторинга принято решений об отказе в исковых требованиях на общую сумму около 37 млрд рублей. Для препятствования этому приняты поправки в закон о нотариальной деятельности.
«В целом антиотмывочная система демонстрирует снижение объема сомнительных операций в среднем на 20−30% ежегодно. Что, безусловно, является положительным моментом. Вместе с тем нам до сих пор не всегда удается определить роль финансовых институтов в криминальных схемах. Подтверждение этому достаточно небольшое число дел, связанных со сложными схемами отмывания денег», — уверен Алексей Кардапольцев.
Стоит отметить, что совместными усилиями Росфинмониторинга, Банка России и правоохранительных органов количество фирм-однодневок было доведено до исторического минимума и составило 120 тысяч (в 2013 году — 1 млн 649 тысяч), а объем перечислений на их счета сократился до 905 млрд рублей (в 2013 году — 4 трлн 698 млрд рублей). Совместная работа с четверкой сотовых операторов и Роскомнадзором привела к сокращению в два раза объема подозрительных операций по обналичиванию денежных средств через абонентов сотовой связи, которым деньги поступают от фирм-однодневок.