Ведущие бизнесмены Тюмени обсудили проблемы экономического сотрудничества с восточным соседом.
Что мешает российским и тюменским бизнесменам выйти на китайский рынок? Этот вопрос вызвал накануне оживленную дискуссию на очередном заседании Столыпинского клуба, организованного региональным отделением «Деловой России». Тема встречи звучала как «От контактов Москвы и Пекина до взаимодействия Китая и России. Скрытые богатства Шелкового пути».
О необходимости тесного сотрудничества с Поднебесной говорил гость клуба, востоковед, профессор Российского университета дружбы народов Юрий Тавровский. По его мнению, приоритетным для российской экономики должен стать проект современной железнодорожной магистрали, которая могла бы связать Китай и Европу через Россию и возродить славу Шелкового пути. О проекте много говорили, но, к сожалению, если китайцы уже готовы инвестировать в железную дорогу, то российская сторона даже не представила свое видение его реализации.
По мнению спикера, процесс тормозится на самом верху — в министерствах. «В правительстве России достаточно людей, которые отговаривают президента от тесного сотрудничества с Китаем. Они уверены, что санкции отменят, и мы опять будем дружить с Западом», — заявил профессор.
Президент Торгово-промышленной палаты Тюменской области Эдуард Абдуллин отметил, что начиная с 2014 года, с вводом санкций, все российско-китайские проекты были свернуты. «Это касается и разрекламированной „Силы Сибири“, и притока китайских технологий и инвестиций, который якобы ожидался», — заявил он.
Кроме того, глава ТПП ТО напомнил, что в прошлом году китайцы уже реализовали проект альтернативного железнодорожного пути, в обход России, который прошел по территории Казахстана, Грузии и Азербайджана в Турцию. «Вряд ли, учитывая политику нашего государства, такой подход можно назвать дружественным», — заметил он.
Модератор мероприятия Мурат Нурпеисов поддержал Эдуарда Абдуллина в его скептицизме. «Многие считают, что сегодня Китай отвернется от Америки и повернется к нам, но ничто не помешает нашим „партнерам“ через несколько лет отыграть назад, а мы сейчас бросаемся к ним со всей своей широкой душой», — прокомментировал модератор.
Причины сугубо экономические, считает Юрий Тавровский. «Китайцы никогда не занимаются благотворительностью, они зарабатывают деньги», — подчеркивает он. И ищут альтернативные пути поставок своих товаров в Европу, если проект с Россией не двигается с места. Кстати, в качестве альтернативы они рассматривают и проект порта Сабетта и Северного морского пути, который реализуется на Ямале силами всех регионов большой Тюменской области. Правда, весьма сдержанно, поскольку в него практически не инвестируют.
Расчетливость и ориентация только на собственные интересы сделали реальностью «китайское экономическое чудо», о причинах которого профессору задал вопрос глава риэлторской компании «Этажи» Ильдар Хусаинов. «В конце 70-х Китай „переметнулся“ на Запад, поскольку после десятилетий внутренней политики остался ни с чем», — рассказал лектор. В качестве жеста доброй воли китайцы тогда свернули всякую поддержку Вьетнаму, взамен к ним потекли инвестиции и технологии из США, а промышленные гиганты Европы и Америки начали перемещать на Восток свое производство.
«Правда, Китай в этой игре переиграл Запад. Недаром Дональд Трамп говорит, что китайцы заняли рабочие места американцев, и думаю, США начнет сворачивать партнерство с Поднебесной», — предположил Юрий Тавровский.
Сыграла роль в мощном подъеме китайской экономики и политика поддержки внутреннего инвестора. И на национальном, и на провинциальном уровне здесь реализуются различные программы господдержки малого и среднего бизнеса — вплоть до освобождения от налогов на 3−5 лет и предоставлении земли за 30% от ее стоимости. «Почему же мы не изучаем этот опыт? Ведь все, о чем мы только говорим, в Китае уже реализовано», — задался вопросом Хусаинов.
По мнению профессора РУДН, мы вообще ничего не знаем о возможностях китайского рынка, как и они в целом о российском. «Наши китаисты изучают язык и литературу китайского средневековья, а лучше бы ехали работать на 2−3 года в китайские юридические фирмы, чтоб привести юридические нормы обеих стран в состояние, пригодное для сотрудничества и торговли», — уверен он.
Если федерация не принимает достаточных мер для прокладывания пути на Восток, эти полномочия нужно передать регионам, считает спикер. «Я долго жил в Токио и был удивлен, когда узнал, что здесь имеется торговое представительство не США, а Калифорнии. Почему бы богатым регионам России, типа Тюменской области, не иметь хотя бы по одному своему представителю в торгпредстве Пекина? Думаю, ваш губернатор мог бы задать такой вопрос президенту», — предложил Юрий Тавровский.
Впрочем, по информации спикера, в мае 2017 года в Китае пройдет встреча лидеров нескольких стран, включая Россию. Возможно, проект нового Шелкового пути получит развитие.