Боевого ордена бригада удостоена в 1943 году за наведение моста через реку под шквальным огнем фашистов.
Пятидесятилетнему юбилею со дня образования управления строительства «Тюменьстройпуть» были посвящены сегодняшние торжества, организованные в Тюменской областной думе.
Председатель Тюменской областной думы Сергей Корепанов высоко оценил труд строителей железных дорог в Тюменской области. По его словам, ровно полвека назад начался совершенно новый этап развития топливно-энергетического комплекса Западной Сибири, который потребовал оперативных мер на самом высоком государственном уровне. Одним из таких судьбоносных решений стало постановление правительства СССР о передислокации в Тюмень подразделений транспортных строителей из Восточной Сибири.
Объединение «Абаканстройпуть"сменило название на «Тюменьстройпуть», и его работники в самые короткие сроки проложили железную дорогу и построили инфраструктуру там, где никогда не ступала нога человека.
«Вы настоящие первопроходцы. Благодаря вам с первыми железнодорожными составами пришла цивилизация в отдаленные уголки нашей области», — отметил Геннадий Корепанов и напомнил о двух героях социалистического труда — Дмитрии Коротчаеве и ветеране транспортного строительства Викторе Молозине.
Известный тюменский краевед и историк Александр Петрушин рассказал о 19-й отдельной Ордена Кутузова железнодорожной бригаде. Боевого ордена бригада удостоена в 1943 году за наведение моста через реку под шквальным огнем фашистов. Бойцы справились с задачей за 13 суток.
Под командованием полковника Матвейкова она в начале 1966 года вместе с «Абаканстройпуть» была передислоцирована в Тюмень из Абакана. В ее первоначальную задачу входило развитие путей на станции Войновка и строительство железнодорожного полотна от Тюмени до города Тобольска.
Приехав в Тюмень, бригада с марша приступила к строительству пункта дислокации, рубке просеки, отсыпке железнодорожного полотна и возведению мостовых переходов.
В 1972 году воины-железнодорожники ввели в эксплуатацию участок дороги «Тюмень-Тобольск» протяженностью 222 км. 5 августа 1975 года первый поезд проследовал по выстроенному бригадой двухкилометровому мосту через Обь до станции Сургут.
Указом президиума Верховного Совета СССР от 12 сентября 1973 года за успехи в строительстве железнодорожной линии Тюмень-Сургут, Тобольского и Сургутского речных портов и досрочного выполнения 5-летнего плана строительно-монтажных работ управление «Тюменьстройпуть» Минтранса СССР и 19-я отдельная железнодорожная бригада МО СССР были награждены орденами «Трудового красного знамени», а 1тыс 345 солдат и офицеров — правительственными наградами.
В ответ строители решили на год сократить срок строительства линии «Сургут-Нижневартовск» протяженностью 216 км и начать сооружение новой магистрали от Сургута до открытых в 1972 году нефтегазовых месторождений и газовых промыслов Крайнего Севера.
6 февраля 1976 года воины-железнодорожники по проекту инженера-изыскателя Евгения Алексеева протянули ветку до 91-го км и построили станцию Когалымская. Заместитель командира 74 отдельного батальона механизации майор Александр Морозов в страшную стужу за рычагами бульдозера самолично проложил зимник военной автоколонне из 11 автомашин с имуществом и продовольствием. Бойцы поставили палатки, и уже 12 апреля (в день Всесоюзного субботника) были положены первые километры рельсов.
В те времена служил солдатом в путевом батальоне будущий генерал-полковник, заместитель командующего железнодорожных войск, впоследствии замминистра путей сообщения и будущий премьер министра Чеченской республики (с 1999 по 2000 год) Николай Кошман. А в мостовом батальоне служил по призыву ефрейтор Степан Киричук, уже бывший мэр Тюмени, а ныне — член Совета Федерации Федерального собрания РФ.
С постройкой железной дороги исчезла зависимость региона от сезонных транспортных перевозок, ранее осуществляемых только водным путем. Ускорилось развитие традиционных отраслей промышленности, получили развитие новые промышленные и сельскохозяйственные предприятия, созданы благоприятные условия дальнейшего и более быстрого развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса.