Dipol FM | 105,6 fm
102.58
107.43

Курсы «Открой свое дело» свое дело сделали

Рост предпринимательской активности в Тюменской области превышает среднероссийские показатели

Бесплатные курсы для молодых предпринимателей (или людей, стремящихся стать таковыми) «Открой свое дело» не планируется проводить в следующем году. Как рассказал «Вслух.ру» заместитель директора департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области Леонид Остроумов, было принято решение взять паузу, чтобы с одной стороны — оценить достигнутый эффект за годы проведения курсов, «посмотреть, насколько маховик набрал обороты»; с другой — поднакопить потенциальный спрос.

«Открой свое дело» в том виде, в котором мы его знаем — как бесплатный курс теоретических знаний и практик по менеджменту, налогообложению, юридическим аспектам бизнеса, маркетингу, психологи и прочим премудростям предпринимательства — проводится в Тюменской области с 2010 года. «До этого мероприятия проводились по отдельным направлениям предпринимательства», — рассказывает Леонид Остроумов.

За эти годы через курсы прошло более 1000 человек. Десятки стали победителями и получили возможность за счет бюджетных средств поехать на стажировку в любой регион России и мира, каждый по своему направлению. Так, только в этом году в тестировании — успешная сдача теста является обязательным условием зачисления на курс (как и возраст до 30 лет) — приняло участие 1420 человек. Из них — 336 стали слушателями. Причем, не только в Тюмени — «Открой сове дело» проводился еще и на площадках Тобольска, Вагая, Аромашево, Голышманово, п. Винзили.

По итогам обучения, каждый из слушателей обязан был представить комиссии свой бизнес-план, отражающий все преимущества задуманного проекта. 12 лучших по итогам защиты были объявлен победителями. Вот их имена:

Иванчихина Инга — проект «Выездной салон красоты»;

Панфилов Вадим — «Видеостудия Вадима Панфилова»;

Голышева Алена — Производсто текстильных изделий для новорожденных;

Проистина Анастасия — Производство косметических препаратов из голубой глины;

Морозова Мария — Производство чехлов для ингаляторов;

Каракеян Екатерина — Многопрофильный центр для детей и родителей;

Кармакских Дарья — Швейно-вязальная мастерская;

Бахмистеров Руслан — Созданий трехмерных копий «Мини-Мы»;

Налобина Анастасия — Производство опилкоблоков;

Жусупова Айман — Разведение овец;

Мельникова Татьяна — Производство и продажа мини-пончиков в глазури;

Козлов Данил — Услуга «Кнопка спасения» на базе GPS-брелоков.

Часть победителей уже открыли свое дело, другие на пороге открытия. Именно этот критерий — количество зарегистрированных бизнесов и является мерилом успеха курсов. «Оценка эффективности курсов — в первую очередь, это количество субъектов предпринимательства, которые были зарегистрированы по итогам наших курсов. Конечно этот эффект не сиюминутный», — говорит Леонид Остроумов. По его словам, в прошлом году сразу после окончания программы в Тюменской области прибавилось 6 предпринимателей. Через два месяца — уже около 30. А вообще из всех курсантов прошлого года свои предприятия зарегистрировали 49 человек.

Но есть и другой эффект, в большей степени — социальный. «На протяжении целого периода в истории нашей страны, понятие „предпринимательство“ воспринималось как ругательное, — рассказывает Леонид Отсроумов, — мы своими курсами эту тенденцию пытаемся преодолеть, и, соответственно, уже на ментальном уровне у молодых людей закрепляется, что предприниматель — это не некий делец, который промышляет исключительно в своих интересах, и не всегда законным способом, а — законопослушный человек, социально ответственный, который дает работу не только себе, но и другим людям. Что выгодно и государству».

Результатом в департаменте считают и имеющуюся постоянную положительную динамику по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства, которая сложилась на протяжении последних 5 лет. Так по словам замгубернатора, директора департамента [Вадима Шумкова](/thesaurus/180460), количество предпринимателей с 2006 по 2012 год в регионе увеличилось вдвое. По этому показателю Тюменская область ежегодно прирастала на 20-21%, тогда как в среднем по России число предприятий малого и среднего бизнеса увеличивалось на 5%, а в некоторых регионах РФ вообще была отмечена отрицательная динамика.

Может быть действительно «маховик набрал обороты»? Как заметила глава Инвестиционного агенства Тюменской области — одного из институтов поддержки малого бизнеса — Ольга Езикеева: «Результатом нашей работы должен стать тот факт, что мы больше не нужны». Постоянный предпринимательской активности — для региональной власти лучший момент для того, чтобы взять паузу, подвести итоги и скорректировать шаги на будущее. Впрочем, программы поддержки предпринимательства, включающие: микрокредитование на льготных условиях, возвращение процентов за закупку основных фондов в лизинг, получение средств на обеспечение кредита и прочее — никуда не исчезнут.

Более того, по словам Леонида Остроумова, в случае острой необходимости программа «Открой свое дело» может быть запущена и в 2014 году — такой возможности не исключают.

В завершение материала, представляем вам интервью с одним из победителей конкурса бизнес-планов этого года Ингой Иванчихиной.

Инга, как долго длилось обучение по программе «Открой свое дело»?

— 6 дней. Первые 5 дней - обучение с 9 до 18, а в последний — ты собираешь свой бизнес план, на основе тех знаний, которые получал в первые 5 дней.

В какой форме проходил курс?

- Для меня стало своеобразным открытием, насколько все грамотно было выстроено в этом плане. Были приглашены сильные бизнес-тренеры, как местные, так и приезжие из Екатеринбурга и Москвы. Что касается теории, то даже эти данные не давались в виде сложных схем, а преподносились достаточно просто. Кроме того, вторая часть обучения была посвящена практике — либо ставилась какая-то бизнес-задача, либо начиналась деловая игра. Были шикарные мастер-классы по маркетинговому продвижению от Бориса Ноикаса, который практик, что называется, «от и до».

Чему обучали в принципе?

— Основам предпринимательства, если в общем. Был отдельный день под бухгалтерию и юридическое сопровождение бизнеса, отдельный день — под маркетинг, отдельно разбирали психологию и бизнес-планирование.

Что на выходе должен был представить курсант?

— Бизнес-план. На это дается 6 дней в рамках обучения и потом еще 2-3 дополнительных дня. Собирается он на последнем занятии с помощью специальной программы. Но хотела бы отметить такой момент, что эта программа, на мой взгляд, не дает понимания того, что человек хочет. Задача программы — отразить финансовые расчеты, в которых начинающему предпринимателю разобраться трудно. В итоге, когда курсант выходит на защиту с абстрактной идеей, без глубокого понимания расчетов и схем, он очень «плавает» в этом. Я, например, откладывала защиту до последнего и делала работу с учетом того, чтобы мне самой было понятно, что я делаю. Но сказать, что я в этом разобралась на 100% не могу, может процентов на 85. В целом, для того чтобы сделать по-настоящему качественный бизнес-план, времени конечно было мало. Впрочем, сами организаторы и члены жюри это понимали, и не ждали от нас чего-то грандиозного.

Были еще какие-то моменты, которые вызвали нарекания?

— Это конечно не зависит от организаторов самого курса, но очень жаль, что отменили гранты для стартапов, заменили их стажировками. Очень многим эти средства необходимы на начальном этапе, когда даже взять кредит, пусть и под льготные проценты, возможности нет. По организации же самого обучения никаких вопросов не возникло.

А что понравилось и что было наиболее полезно в практическом плане?

- Знаете, я, как и многие другие, не «предприниматель от бога». Есть конкретные вопросы, которые ты начинаешь задавать себе при реализации своей идеи. Я — пиарщик по образованию, я знаю как продвигать продукт. Но я совершенно не знаю финансовую сторону, поэтому мне принципиально важно было научиться считать, чтобы мне показали — как высчитывать экономическую эффективность, как вести баланс расходов и доходов и т. д. Я это на курсах получила в полном объеме. И я думаю, что каждый для себя что-то вынес из этого обучения, это 100%. В этом сильная сторона.

Чему был посвящен ваш бизнес-план?

— Я презентовала идею выездного салона красоты. И сразу после обучения реализовала эту идею. Это единственный сервис в городе, который объединяет в себе частников-мастеров, способных выезжать в любую точку города и обслуживать не только отдельного человека, но и целые масштабные площадки. Сейчас у нас в наличии 30 таких «рук».

Целевую аудиторию подобного продукта вы как-то для себя определяете?

— Можно сказать, что мы работаем на тех, кто сильно занят и не успевает попасть в стационарный салон в рабочее время. Либо это декретницы, у которых дома маленький ребенок и они не могут его оставить. Невесты, которые устали вставать очень рано и ехать куда-то перед свадьбой.

Идея мобильного салона принадлежит вам или была позаимствована?

— На самом деле, это франшиза компании «Имидж-лаборатория «Персона», которая успешно работает на рынке уже 19 лет. Интересно, что они развиваются как стационарная сеть салонов красоты, а мы взяли у них мобильную версию. Ее кстати придумала девушка из Сургута, то есть условия франшизы здесь достаточно мягкие — ты можешь предлагать франчайзеру какие-то решения, которые могут в будущем быть ретранслированы на всю сеть, или часть ее. В частности, мы перед началом работы, буквально за месяц разработали бренд-бук, который уже представлен в 11 городах присутствия сети.

Ощущаете ли вы конкуренцию со стороны традиционных салонов красоты?

— Нет. Возможно они воспринимают нас как конкурентов, но мы — нет. Все-таки у нас несколько другой сегмент — пока я не чувствую, что ко мне пришел клиент, который отказался от стационарного салона.

А если представить, что в Тюмени в ближайшее время откроется 15 мобильных салонов?

— Да ради бога! Я считаю, что любое дело зависит, в первую очередь, от человека, который его делает — насколько он готов вкладываться, сколько времени ему посвящает… Не то, чтобы мы явно сильнее кого-то на этом рынке, но мы действительно вкладываем в этот салон всю свою душу… Если честно, я даже не думаю о конкуренции, мы просто делаем свое дело и у нас это получается.

И последний вопрос — по вашему опыту, с какими сложностями сталкивается любой начинающий предприниматель?

— Многое зависит от сферы бизнеса конечно. Но если брать в общем… Первое — если у тебя нет экономического образования, то ты элементарно не просчитаешь все риски. Люди часто не учитывают многие мелочи, которые в итоге выливаются в крупные статьи расходов. Плюс, многие наши люди, открывая свой бизнес, не утруждают себя изучением налогового кодекса, составлением грамотного бизнес-плана и пр. Чаще всего все происходит на эмоциях. Часто предприниматели берут кредиты, причем обычные потребительские, совершенно не обращая внимания на программы поддержки предпринимательства, которые существуют в нашем регионе, включая то же кредитование на льготных условиях. Как раз, обучаясь на программе «Открой свое дело» мы и смогли узнать о всех этих типичных ошибках и избежать их.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
МФК «Тюмень» на пятом месте в турнирной таблице Суперлиги после тура с «Торпедо»
МФК «Тюмень» на пятом месте в турнирной таблице Суперлиги после тура с «Торпедо»
Команды обменялись победами.
#МФК
#мини-футбол
#Суперлига
#Тюмень
#новости Тюмени
#новости России
#тк
Долгожданная победа: ФК «Тюмень» обыграл «Арсенал» в Туле
Долгожданная победа: ФК «Тюмень» обыграл «Арсенал» в Туле
Победа стала подарком на юбилей полузащитнику Андрею Марьянову.
#ФК Тюмень
#футбол
#ФНЛ
#первая лига
#Тюмень
#новости Тюмени
#новости России
#тк
Тюменские агрономы рассказали о пользе имбиря
Тюменские агрономы рассказали о пользе имбиря
Он используется в медицине, кулинарии и косметологии.
#новости Тюмени
#тк
#ЗОЖ
#питание
#лекарства
В Ялуторовском музее выставили уникальную стеклянную маслобойку
В Ялуторовском музее выставили уникальную стеклянную маслобойку
Увидеть ее можно совершенно бесплатно.
#новости Тюмени
#тк
#культура
#выставки
Прогноз: за три года шопинг каждого жителя Тюмени вырастет на 25%
Прогноз: за три года шопинг каждого жителя Тюмени вырастет на 25%
Сейчас основная часть покупок приходится на непродовольственные товары.
#прогноз
#торговля
#магазины
#Тюмень
#Тюменская область
#новости Тюмени
#карт