Глава Liveinternet, как казалось, часто говорит полушутя. Но в каждой шутке - изрядная доля правды.
Руководители современных предприятий должны активнее осваивать интернет. Об этом на мастер-классе «Как руководить компанией сегодня: Интернет и реальный бизнес» заявил директор и владелец компании Liveinternet Герман Клименко.
По его словам, последнее десятилетие показало, что рынок распараллелился. На нем с одинаковым успехом существуют компании, которые слабо представлены в Интернете, и те, для кого Интернет — основа существования. В качестве примера Герман Клименко привел таких «монстров» бизнеса как Сбербанк, Евросеть, «Московский комсомолец». Будучи не самыми активными игроками в Интернете они прочно удерживают позиции в рейтингах и не теряют свою аудиторию. Обратный пример — «Сотмаркет», «ТКС-Банк», «Лента.ру». Это компании, у которых даже нет офисов в понимании большого бизнеса. Тем не менее только за счет трафика та же «Лента.ру» способна содержать профессиональную редакцию. А «ТКС-Банк», занимая ведущие позиции, даже не имеет в Тюмени подразделения.
По словам Германа Клименко, есть бизнесы, просто неприспособленные для Интернета, но таких крайне мало. Для тех, кто может существовать в сети, за последние десять лет ситуация изменилась принципиально. Если прежде главным действующим лицом компании после генерального директора был бухгалтер, то теперь это программист. Приводя в пример Олега Тинькова, спикер отметил, что это вовсе не великий банкир. Но прекрасный организатор. Его «ТКС-Банк» не имеет офиса в классическом понимании. Его основные подопечные — это три сотни программистов и три сотни аналитиков. То есть Олег Тиньков организовал прекрасную программную услугу, которая вызывает зависть у его коллег, а капитализацию банка делает просто фантастической.
Вторая особенность, характеризующая рынок, оптимизация сайтов. Яркий пример — упомянутый выше «Сотмаркет». Прежде всего, это бизнес, направленный на продажу товаров. Однако от обычного магазина его отличает подход к организации продаж. Каждое утро владелец сервиса наугад выбирает пять товаров и проверяет их позицию в выдаче поисковиков. Если они не занимают первое место, то в компании делают все возможное, чтобы вывести эти товары в топ. Таким образом поменялись вторичные и первичные цели. В связи с этим рынок захватили оптимизаторы. Это третья особенность. Во-первых, оптимизация дорогостоящая услуга. Во-вторых, найти хорошего оптимизатора сложно. В-третьих, оптимизаторы нередко горазды «откусить кусок» бизнеса.
Для современного бизнеса характерен удаленный режим работы. Сам Герман Клименко еще десять лет назад утверждал, что нельзя владеть тремя-четырьмя компаниями одновременно, так как за ними невозможно следить. Но современные технологии управления позволяют это делать. С удалением человек получает независимость. Это повышает эффективность сотрудников и снижает затраты на рабочие места. Проблема только одна — таких специалистов легко переманить. Есть тенденция к укрупнению бизнеса. Но мало кто говорит о том, что на пути развития крупные компании выбивают мелкие предприятия. Например, в США до тысячи человек ежегодно остаются без работы из-за одного только расширяющегося «Амазона». Новый бизнес в том же направлении — бесперспективен совершенно.
Отдельные слова на мастер-классе Герман Клименко посвятил программистам, причем попросил представителей этой профессии не обижаться. Чтобы договориться с программистом, нужно соответствовать определенному статусу. «У меня есть ресурс. Я прихожу к программисту и говорю: „Сделай“. Он: „А зачем?“ Вы либо принимаете понятные обоим правила игры, либо остаетесь без услуги нужного качества. Нужно наладить партнерство на принципах уважения. Это несложно. Нужно просто уметь это делать», — отметил глава Liveinternet. Самому ему добиться уважения подчиненных, по всей видимости, помогло военное образование. А однажды завоевать авторитет коллег помог написанный на спор код.
Отдельных «комплиментов» удостоились программисты, которые владеют собственным бизнесом. «Представьте человека, который каждый день 300 раз отлаживает один и тот же код, а ему говорят: нет, неправильно. Он алгоритмически прямо мыслит. Договариваться с ним в реальной жизни сложно. Он никогда сам не станет руководителем. Просто у него другое мышление. Он не очень понимают, как устроен бизнес вообще. Когда инвесторы дают таким деньги на стартапы, как правило, все заканчивается плохо. Но теперь все стало виртуальным. На них посыпались деньги. Через время стало выясняться, что инвесторы общаются все равно что с иностранцами. Программист говорит вам: да. А о чем он думает на самом деле, вы никогда не узнаете», — заявил Герман Клименко.
Гость рассказал, что в современном мире услуги в чистом виде продаются все сложней. Например, в банковской сфере раньше показывали нарядных офис-менеджеров, общающихся с клиентами. Теперь показывают, как девушка рассчитывается банковской картой за кофе. То есть услуга прекратилась в товар. Все более крепкие позиции в Сети занимают компании, которые связаны с финансами и платежными системами. Перспективным в ближайшие годы будет направление государственных услуг — оплата через интернет штрафов, парковок и прочие услуги, которые можно было бы реализовать на принципах частно-государственного партнерства. «Это потрясающие по объему вещи», — заявил директор и владелец компании Liveinternet.
В целом реальный и виртуальный бизнес должны взаимовыгодно сосуществовать. Герман Клименко упомянул несколько случаев, когда человек, умеющий профессионально продавать автомобили, уходил из бизнеса, потому что не мог разобраться в интернете. Обратный пример — авантюристы от интернета, которые ничего не понимают в закупках, логистике, сертификации
Герман Клименко — серийный предприниматель и инвестор, человек, который повышает/понижает стоимость акций компаний вроде YNDX, FB или ZNGA одним постом на стене своего Фейсбука. Герман владеет собственным банком, есть у него и аудиторская фирма «РК-Аудит», и магазин. Среди созданных им интернет-проектов — List.Ru и BK.Ru, баннерная сеть LBE. Не раз побеждал в интернет-конкурсах. Участник рейтинга «Великолепная двадцатка Рунета». В офлайне он попал в список из двухсот человек, названных лучшими менеджерами России. Запустил MediaTarget — систему медийно-контекстной рекламы, и на начальном этапе также финансировал предприятие за счет других. Основал инвестиционный фонд Social Space Fund для инвестиций в интерактивные игры на базе социальной сети Facebook. Запустил рейтинг страниц «русского» Facebook.