После сиберов на их землях жили и ненцы, и селькупы, и ханты, и манси, и башкиры...
_На груди древней столицы Сибири — десятки, сотни «орденов». Это люди, прославившие Тобольск на весь мир. Осветила яркой звездой древнюю столицу Сибири и первая газета за Уралом «Тобольская правда», основанная в 1857 году. За прошедшие годы на ее страницах рассказывалось обо всем и обо всех. Наше дело — напомнить о людях и событиях, отметивших Тобольск и Сибирь в мировой истории, в нашем проекте «Ордена на груди Тобольска»._
Ученые споры — нелегкое дело
============================
Сибирский историк XIX века С. Патканов писал: «Так как с именем «Сибирь» русские впервые познакомились при существовании Сибирского ханства, то многие попытались объяснить это слово при помощи татарского языка. Решительный удар гипотезе о татарском происхождении интересующего нас слова нанес академик
Ученые-языковеды попытались расшифровать слово при помощи монгольского, финского, венгерского и даже русского языков. Тщетно. Впрочем, после знакомства с трудами древних историков разных стран начались открытия.
В 1889 году сибирский ученый
Современные нам татары первожителей Зауралья называют «сибирами», ханты — «себерами», манси — «супра», а вот ненцы гораздо более странно — «сихиртя».
Что же это за древний народ — сиберы? Заплутавший во времени народ. Судя по Томской писанице и прочим наблюдениям, народ, попавший за наш Большой камень из древнего Египта или с отрогов величественных Гималаев.
В.М. Флоринский писал в 1889 году: «В первый раз имя «Сибирь», кажется, встречается у персидского историка Рашид-Эддина (1247 год). Именно у него упоминается область Ибир и Сибир. Это имя, по-видимому, относится к нынешней Западной Сибири, так как рядом говорится и о реке Иртыш, и о киргизских степях, и о башкирах».
Вслед за Флоринским С. Паткалов в 1892 году выводит слово «Сибирь» от названия народа «сывыр» или «сыбыр», который, по преданиям, обитал по Среднему Иртышу. Он же пишет: «Местность, в которой прежних жителей называли «сыбырами» или «сывырами», почти совпадает с областью «Сибирь», описанной Рашид-Эддином: сюда принадлежит большая часть южной половины Тобольского округа (именно местности, раскинувшейся по нижнему течению Тобола и Вагая и по среднему течению Иртыша приблизительно на 250 верст, считая по 150 верст к северу и до 100 верст к югу от города Тобольска). Сюда же следует включить и обширную болотистую местность, орошаемую реками Алымкой, Ноской и другими, Заболотье и часть бассейна Конды. Но северные ее границы не простирались дальше низовий Иртыша».
Это описание ученых дальних веков воистину охватывает все места проживания у нас сиберов. Впрочем, не обойтись здесь и без мнений более современных историков и этнографов.
Профессор
Древний уникальный народ прожил здесь как минимум на три тысячи лет дольше своих собратьев по Сибирскому континенту, на целую языковую эпоху, оказавшись в ином языковом мире.
Теперь понятно, почему ученые XIX века говорят: «Определить, к какому племени принадлежали сабиры, себеры, сувары
Сиберы были древнее всех и относились, возможно, к палеоазиатской языковой группе.
Они долго жили на этой земле, получившей их имя, поэтому пережили так много названий, которые давали им разные народы: сабир, себер, сувар, сывыры, сыбыры, супра, сихиртя.
Потому что после сиберов на их землях жили и ненцы, и селькупы, и ханты, и манси, и башкиры. Но никто из этих народов в той или иной степени не отказался не только от названия территории — Сибирь, но некоторые и сами себя называли сибиры. И получалось, что народ сибиров жив и будто бы несет в себе этот термин.
Однако народы не смогли сохранить это самоназвание, как ни старались.
Профессор
Собственное имя «Сибирь» было взято из глубин первобытных натурофилософских космогонических представлений древних людей (зафиксированных в сибирских писаницах) с наслоениями учений «допирамидного» Египта и натурфилософии Тибета.
Уже в Сибири в центре всего этого стоял медведь. Вот тогда из различных идентификационных созвучий и было рождено имя народа — сибир (или сибер).
Придя на нашу землю (нижнее течение Тобола и среднее течение Иртыша) примерно в 1300 году до н. э., они так слились с ней, что продолжали жить своей жизнью даже в окружении чужого культурно-языкового мира.
Вот где-то в это время территория под Тобольском и получила имя собственное — Сибирь. То есть сначала произошла «переплавка» имени от мифологии и мистики в имя народа, ими владеющего. А потом вплавилось в землю (территорию), этим народом освоенную. И земля, в которую вселены были сиберы, — смысл, мистика и судьба древних натурфилософских мировоззрений и мироощущений — стала неотделимой частью макро- и микрокосма сибиров, именем собственным.
Таким образом, даже после того, как народ сиберов — первый носитель имени собственного, ушел с этой территории (Сибирь) и даже сменил имя — на Севере он стал называться сихиртя, продолжал нести в себе мистику. Территория, как это ни парадоксально, тоже сохранила имя собственное, и до того была самодостаточна, что даже другие народы, приходя сюда жить, называли себя сибирами (савирами, супра, сыбыры, сывыры
Русские впервые узнали о «Сибирской земле» (территории, где жили ранее сиберы) в середине XIV столетия. Об этой земле упоминается в старых грамотах. Подчеркну, что примерно тысячу лет сиберов на наших местах уже нет, а название земли остается. Но давайте держаться крепче подлинности имен. Вообще, к XIV веку остается три подлинных имени Сибири, то есть имен собственных. Это «Сибирская земля» (нижнее течение Тобола и среднее течение Иртыша); крепость Сибирь (в 16 км от современного Тобольска, некогда центральное капище сиберов); речка Сибирка, текущая рядом с древним центральным капищем сиберов, позднее — крепостью Сибирь в XIV веке, где жили манси, уже, что интересно, не называвшие себя сиберами. Но не было тут тогда и татар.
Такая ситуация сложилась всего за 200 лет до прихода Ермака. Великий Н. М. Карамзин пишет: «Заметим, что полки московские в 1483 году, воюя на берегах Иртыша, еще не видали татар в сих местах, где уже существовала крепость Сибирь и властвовал там князь Лятик, без сомнения, югорский или остяцкий (хантыйский или мансийский). Следовательно, татары не основали, а взяли городок Сибирь, названный ими Искером».
Татар здесь не было потому, что они на Левобережье Иртыша из осколков Золотой Орды пытаются создать грандиозное государство — Тюменское ханство, куда хотят перенести ордынские богатства. Забыли они про наше правобережье Иртыша. Еще бы, ведь там коннице негде и шагу ступить. А битвы в Средней Азии и лесостепях тюменских татары вели колоссальные. Им было не до шестнадцати километров лесного массива и какого-то там мыска…
Всерьез татары обратили внимание на наши места, когда (так и хочется выдвинуть идею) прятали здесь вместе с хантами малолетнего хана Махмета, естественно, от сабель казанских татар. Это потом он, впитав в себя прелесть и мистику этих мест, перенесет столицу Тюменского ханства из Тюмени (Чимги-Тура) на мыс Сибирь и переименует Тюменское ханство в Сибирское (мне кажется, детский страх все же долго жил в его душе, перемешанный с покоем укрывших его мест, как и у Петра I, например).
И вот тут происходят две потери — исчезает имя «Сибирская земля» и имя мыса «Сибирь», который Махмет переименовал в Искер. И произошло это в 1495 году.
Два сильнейших удара нанесли татары имени собственному «Сибирь», перебравшись жить в правобережье Иртыша.
Сравним: «Сибирская земля» и «Сибирское ханство» — это два разных определения и разные смысловые субстанции.
Допустим, «Сибирская земля» — имя собственное, как земля, в которую вселена мистика сиберов и душа, если хотите. Вспомним, как она «управлялась» с другими народами, жившими на ней после сибиров.
Ну, а что это за имя — «Сибирское ханство», мы, пожалуй, прочитаем у академика
Таким образом, мы видим, что и границы-то не совпадают при очевидной тяге к Тюмени. Да еще мы видим, что имя «Сибирское ханство» есть имя политического союза, а даже не территории. И уж, конечно, не имя собственное «Сибирь». Поэтому фактически не от него пошла Сибирь-матушка.
И почему-то сразу Махмет переименовал мыс в Кашлык, Искер
Однако речку Сибирку — еще одного и последнего носителя собственного имени сиберов — татары не переименовали. Почему? Да по одной простой причине.
Русские не нашли в Сибири никаких инородцев, называвших свою родину словом «Сибирь». И как только Ермак пришел в Сибирь, Сибирского ханства не стало. Оставалась только эта живописнейшая речушка. Одна во всей Вселенной.
И до того она стала русским привычной, что они и селькупское окончание на «ка» — река, применили к Сибирке на свой лад. Ибо у русских людей такое окончание означает «маленькое», «ласкательное» (речушка, избушка, полянка
Обмозговав все это, казаки поклонились Ивану Грозному именно «Сибирью». И как в точку попали. Все с нуля, с чистого листа. А уж в грамоте царской что написано пером, то — навсегда!
Теперь имя собственное «Сибирь» приурочивается: во-первых, к сохранившей собственное имя речке Сибирке; во-вторых, к обширной, стремительно расширяющейся стране — Северной Азии (и только намного позже русские летописцы возвратят имя подлинное «Сибирь» мысу, который татары переименовывали то в Искер, то в Кашлык, то в Ковым).
Примечательно, что на католической карте венецианцев Доминика и Франческо Пициано, законченной в 1365 году, город Сибирь уже отмечен. И это приблизительно за 120 лет до мансийского князя Лятика, правившего там в 1483 году, и за 132 года до прихода Махмета с его переименованиями, ну и примерно за 220 лет до появления в этом городе Ермака. Всего около 83 лет татары жили на мысе Сибирь, из них 30 — под гнетом Кучума. Остались письменные источники, следовательно, более точные. Вот и писали русские летописцы через многие годы: «Видев же Кучум царства своего конечное лишение и бежал из града своего Кашлыка, еже Сибирь зовома». В общем, русские летописцы реабилитировали имя мыса и города «Сибирь», но только примерно через полвека после побега Кучума. Кстати, царство Кучумово, как писал тобольский ученый
_Продолжение следует._