Город между двух революций.
_Мы продолжаем проект «Тюменские старости». Историк и краевед Лев Боярский представляет очередную подборку по материалам «Сибирской торговой газеты», издававшейся в Тюмени сто лет назад, которая покажет, как и чем жил город в 1917 году. День за днем мы будем следить, как менялось настроение горожан в год двух революций._
_Кстати, «Тюменские старости» в 2014 году выходили на страницах журнала «Читаем Вслух». Номера журнала можно полистать на нашем сайте._
16 (29) июня
Уход полка. Нам сообщают, что стоящий в Тюмени полк в полном составе в ближайшее время будет двинут на театр боевых действий. Новый союз. В Тюмени организуется новый союз — квартиронанимателей. Где и когда будет проведено организационное собрание, пока неизвестно. Убийство за Тюменкой. В ночь на 15 июня в своем доме на 1-й Монастырской улице убиты супруги Замараевы. Подробности выясняются. Воровство на пристанях. Пароходные фирмы сделали заявление, что положительно нет возможности уберечь перегружаемые товары от краж. Грузчики, в основном из амнистированных уголовных, крадут нагло, дерзко, на виду у всех. На замечание «зачем воруешь» показывают нож. Хотели их рассчитать, заменить другими, но они угрожают резней. Милиция бессильна. Реалисты в милиции. На некоторых углах Царской улицы можно видеть стоящих на постах реалистов с зелеными повязками. Это реалисты, поступившие милиционерами. Нас удивляет это явление. Удобно ли юношам 17−19 лет быть в милиции и какую пользу может принести такой милиционер? Цены на лимоны. Привезли лимоны, продают по 1 р. 20 коп. за штуку. Гранд-электротеатр «Вольдемар». С 16 июня новая художественная картина, драма из уголовной хроники наших дней, инсценировка нашумевшего процесса Болотиной «Случайная женщина». Реклама. Игрушки детские садовые, песочные приборы, качели, гамаки у братьев Агафуровых.
17 (30) июня
В Исполнительном комитете. Президиум Тюменского Временного Исполнительного комитета просит всех членов комитета присутствовать на пленарном заседании 20 июня. Будет поставлен вопрос о дальнейшем существовании комитета. В колонии гимназисток. По инициативе родительского комитета Тюменской женской гимназии для слабых, болезненных учениц устроена колония в с. Заводо-Уковском Ялуторовского района. Колония в первых числах июня уже начала функционировать. Из Тюмени отправлен вагон с 30 девочками, в основном, младших классов. Из взрослых учениц в колонии — 4 девушки. Колония разместилась в громадном доме, принадлежащему товариществу Колмаковых. Юные колонистки были встречены жителями села весьма радушно. Крестьянки, истопив бани, наперебой приглашали детей помыться. По вечерам, когда колонистки выходят на лужайку, туда же собираются крестьяне, с интересом наблюдая за игрой в мяч, крокет. Сообщается о прекрасном аппетите детворы, громадные караваи хлеба уничтожаются с поразительной быстротой, молоко и яйца поглощаются ведрами и сотнями. Пух летит. Цветет тополь, все улицы покрыты белым пухом, как снег хлопьями. В одном из соседних городов недавно было издано обязательное постановление о ежегодной подрезке тополей, так как пух очень опасен в пожарном отношении.
18 июня (1 июля)
Разрешение женщинам быть церковными старостами. Синодом разрешается допуск женщин на должности церковных старост. Приезд пастора. Сегодня в 11 часов дня в помещении женского Успенского училища состоится лютеранское богослужение, которое совершит прибывший в Тюмень пастор. На ипподроме. Сегодня на ипподроме состоится грандиозный бег по количеству записанных лошадей (41 лошадь). Такого большого количества бежавших на ипподроме рысистых лошадей Тюмень еще не видела. Хулиган-солдат. Солдат 2 роты Запасного полка Мих. Печерин на днях устроил скандал, бегая по улицам с обнаженным штыком, который он выхватил у дневального. Интересно, что 200−300 солдат, гнавшихся за ним, не смогли его обезоружить. Факт грустный и наводит на много мыслей. Объявления. Пилить дрова нужны рабочие. Могут женщины. Ул. Томская, д. № 5.
20 июня (3 июля)
Нет телеграмм. Начиная с пятницы, не получено ни одной агентской телеграммы из столиц. В городе по этому случаю много грозных и весьма тревожных слухов. В партии народной свободы. В субботу состоялось общее собрание партии народной свободы, на котором был составлен список кандидатов в гласные городской думы. Всего в список намечено 17 человек. Пожар. Около 12 часов ночи близ линии железной дороги показался громадный столб огня и дыма. Это горело сено, принадлежащее г. Гориславскому, спрессованное для потребностей местного батальона.
22 июня (5 июля)
Собрание домовладельцев. Собрание 19 июня привлекло в городской театр массу домовладельцев и посторонней публики. Собрание отличалось большим шумом и нетерпимостью. Известный в Тюмени Рылов (не домовладелец) был лишен слова, но с настойчивостью, достойной лучшей участи, требовал его. Он залез на стул, заложил руки по-наполеоновски и стоял таким столбом более 2 часов. Его единомышленники окружили его, сжимая кулаки. Это было насилие горлодралов, недостойное свободных граждан. Благодаря Рылову собрание приняло такой характер, что чуть не закончилось потасовкой. Пожар на кладбище. На днях был пожар на Текутьевском кладбище - загорелась сухая трава и пух от тополей. Обгорело много крестов. Пожар был залит, но через час вновь разгорелся. Говорят, что поджоги дело рук хулиганов. Из священника в рабочего. Молодой священник Верх-Исетского Никольского прихода о. Викторов вышел в «свет» и поступил рабочим в Екатеринбургское железнодорожное депо.