Художник Михаил Захаров представил свой литературно-художественный альбом.
Художник Михаил Захаров хорошо известен тюменским искусствоведам, ценителям живописи, посетителям выставок Союза художников. В 2009 году в музее изобразительных искусств состоялась его персональная выставка, в которую впервые были включены отрывки из его прозы — оказалось, Михаил Иванович ещё и талантливый литератор.
Альбом «Живопись. Проза. Графика», изданный в 2014 году, представляет не только репродукции картин, созданных за последние 5 лет, ранних работ художника, но и литературное творчество Михаила Захарова, а также статьи художников (Александр Новик, Геннадий Райшев), искусствоведов (Наталья Фёдорова), журналистов (Людмила Барабанова, Елена Минакова, Владимир Коротаев), посвящённые произведениям мастера. Издательская команда особенно гордится предисловием Владимира Войновича — одного из любимых писателей Михаила Захарова. Несмотря на занятость и множество предложений о сотрудничестве, Войнович согласился познакомиться с произведениями Захарова и обещал ответить в случае, если ему понравится. В результате через два дня у авторов книги было готовое предисловие от известного писателя.
Над созданием книги, задуманной ещё пять лет назад, трудились искусствовед Наталья Сезёва, дизайнер Николай Пискулин, литературный редактор Елена Минакова, в своё время первой опубликовавшая прозу Захарова в альманахе «Проталина». «Мы выбрали камерный формат, чтобы альбом было приятно держать в руках, удобно перечитывать, — поделилась Наталья Сезёва. — Работа шла непросто, но результатов я, например, довольна». Финансовую поддержку изданию оказали глава Уватского района Юрий Свяцкевич, депутат областной думы Юрий Конев.
Первая презентация издания состоялась летом в Санкт-Петербурге, где с 28 июля по 22 августа проходила выставка «Легенды седого Иртыша» — работы Захарова экспонировались в Президентской библиотеке.
«Когда мы обдумывали возможные площадки для выставки, было много разных вариантов, но решили выбрать именно Президентскую библиотеку, поскольку это одно из популярных и современных выставочных пространств, к тому же речь идёт о презентации альбома, книги, и в электронном варианте она поступила в Президентскую библиотеку, так что доступна теперь читателям по всему миру, — рассказала директор областного департамента культуры Юлия Шакурская. — Гости выставки в Питере стали ближе к Сибири благодаря творчеству Михаила Ивановича». Юлия Валерьевна пообещала, что в 2015 году будет обязательно организована выставка Захарова, которая познакомит публику и с его новыми работами, которых уже сейчас немало.
Несколько точных наблюдений по поводу творчества Михаила Захарова сделал на презентации альбома журналист и писатель Анатолий Омельчук, сравнивший яркие, с наивными мотивами картины о северной деревенской жизни с творчеством наивного художника начала ХХ века Константина Панкова, чьи картины хранятся в тюменском музее изобразительных искусств. «Современный человек теряет первобытное цветное зрение, — говорит Омельчук, — а эта книга показывает, что остались люди, которые видят мир в естественном многоцветье». По мнению Омельчука, у которого в домашней коллекции есть картины Захарова, Михаил Иванович — великолепный колорист, но лучше всего ему удаётся белый цвет — своеобразный дар Сибири, в которой вырос и которую с такой нежностью воспевает художник. Что касается прозы Михаила Захарова, Омельчук относит её к русской классике: в то время как современная литература — это проза глагола, люди куда-то спешат, что-то суетливо делают, Захаров остаётся мастером эпитета, в своих «Деревенских бывальщинах» он описывает мир, который никуда не торопится.
Творчество Михаила Захарова высоко ценят искусствоведы, но оно понятно, близко и непрофессионалам. Депутат областной думы Юрий Конев вырос в Ханты-Мансийске, на северной земле, описанной художником, и картины Михаила Ивановича напоминают ему о детстве, всё в них радует душу: «Здесь не нужны объяснения „что хотел сказать художник“, надо просто смотреть и видеть себя».
Как отметил скульптор Николай Распопов, Захаров знает свой путь и не сворачивает с него, что для художника очень важно. «Мы с Михаилом Ивановичем заканчивали одну академию — ходили в лес с сорокой советоваться, — говорит Распопов. — Природа — лучшая академия, надо только, чтобы она тебе открылась».