Завод пластмасс, а ранее - казенный винный склад, представляет уникальный для Тюмени образец промышленной архитектуры. Его сносят на законных основаниях, что не уменьшает возмущения ценителей старинной архитектуры.
В Тюмени сносят бывший завод пластмасс. В четверг горожан взбудоражила новость о том, что разрушению подвергаются здания, которые до недавнего времени были известны как выявленные объекты историко-культурного наследия: архитектурный комплекс, представляющий редкий для Тюмени образец промышленной архитектуры начала ХХ века в «краснокирпичном» стиле, состоящий из производственного корпуса, склада и кирпичной дымовой трубы. Сто лет назад здесь располагался казённый винный склад и ликеро-водочное производство, в 1941 году его перенесли в здание Ильинской церкви, а краснокирпичные здания отдали под эвакуированные московский и днепродзержинский заводы авиационных лаков, в 1948 году, заводу дали название «Завод Пластмасс» и перевели на изготовление гражданской продукции.
В 2005 году архитектурный комплекс, включающий также жилой дом, строившийся для сотрудников Казенного винного склада, получил статус выявленного объекта историко-культурного наследия.
На тот момент 73-й федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не содержал уточнений о порядке внесения памятников в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, и государственный учет объектов, представляющих историко-культурную ценность, однако и выявленные памятники подлежат государственной охране и не могут быть уничтожены собственником. Необходимые дополнения к закону были приняты в 2009 году, согласно им, решение о переходе здания под охрану государства выносится на основании экспертизы, проведённой аттестованными Министерством культуры специалистами.
В областном комитете по охране и использованию историко-культурного наследия Вслух.ру сообщили, что процедура снятия казенного винного склада с государственной охраны выполнена в соответствии с законом. Собственник заказал экспертизу у трёх аттестованных экспертов. На её основании комитетом был составлен проект постановления об исключении старинных зданий из перечня охраняемых объектов. Как сообщают, проект постановления публиковался на сайте областного правительства 24 января 2014 года. Никаких замечаний от общественности не поступило. 17 февраля постановление было подписано. С этого момента собственник может делать со зданиями то, что считает необходимым.
По мнению начальника отдела охраны объектов областного комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Елены Приходько, снос казенных винных складов — мера единственно возможная и вынужденная, отчасти оправданная тем, что здания эти для области не уникальны, подобные есть в Ишиме и Тобольске. Как она рассказала Вслух.ру, вскоре после того, как архитектурному памятнику был присвоен статус выявленного, весной 2005 года, завод пластмасс был включён в реестр опасных производственных объектов. «Если бы мы знали о том, что это опасные объекты, думаю, комплексу не присвоили бы статус охраняемого», — говорит Елена Геннадьевна. Она рассказывает о том, что здания казенного винного склада в эпоху завода пластмасс были изуродованы трубами, пожарными лестницами, пристройками и перестройками, во многих местах наблюдалась деструкция кирпичной кладки. Стены завода по несколько раз в год покрывали штукатуркой, но сильнодействующий химический запах пропитывал новый слой очень быстро, Елена Приходько уверена, что и кирпичи кладки насквозь пропитаны вредными испарениями. Именно на это ссылается полученное в 2013 году экспертное заключение, «Документация по ликвидации опасных производственных объектов ЗАО «Тюменский завод пластмасс», разработанная ООО «Проектный институт инженерной инфраструктуры» (город Санкт-Петербург):
> «За многие десятилетия внутренние поверхности стен, полов и перекрытий зданий пропитались химическими реагентами, оставшимися после производства, которые опасны для жизни и здоровья человека. Попытки мойки стен дезинфицирующими составами, затирка новой штукатуркой не привели к положительным результатам. Дальнейшее перепрофилирование зданий и их ремонт не возможен из-за стойкого неприятного запаха, вредных опасных веществ в конструкциях зданий, которые невозможно вытравить. В связи с этим принято решение о их ликвидации».
Между тем, по мнению Елены Козловой-Афанасьевой, тюменского эксперта, аттестованного Министерством культуры для проведения историко-культурной экспертизы, результаты экспертизы опасных промышленных объектов не являются основаниями для сноса памятника. Она подчеркивает, что комплекс зданий казенного винного склада не утратил историко-культурного значения и физическую сохранность, а это единственные основания для снятия памятника с охраны.
Тюменский историк, член научно-методического совета по сохранению объектов историко-культурного наследия при областном комитете по охране памятников Валерий Чупин уверен в том, что казенные винные склады обладают всеми признаками объекта историко-культурного наследия, а претензии к техническому состоянию зданий считает несостоятельными в связи с тем, что есть примеры, когда памятники восстанавливались на основании одного лишь оставшегося фундамента.
> Есть примеры, когда старинные здания, стены которых были готовы обрушиться, восстанавливались и теперь украшают наш город и вписаны в его современную жизнь, подчеркивает Чупин. В качестве примера он приводит ремонт и, фактически, реставрацию кирпичного склада на ул. Первомайской, в здании, восстановленном с применением старых кирпичей, сейчас расположен ресторан.
Территория бывшего завода пластмасс, составляющая более 33 тысяч квадратных метров, поделена между тремя собственниками, рассказал Вслух.ру Валерий Чупин. По его данным, в ноябре 2005 года территория была выкуплена заводом пластмасс по договору с региональным отделением Российского фонда федерального имущества за весьма скромную сумму в 6 с лишним миллионов рублей. А в июне 2007 года, ЗАО «Тюменский завод пластмасс» уступил ОАО Финансовая компания «Приоритет» половину территории и строений в счёт долга в размере почти 12 миллионов рублей. В дальнейшем у территории завода появился третий собственник.
На проходной завода Валерию Чупину и корреспондентам тюменских СМИ, которые пришли поинтересоваться правомерностью сноса старинных зданий, дали телефон генерального директора ООО «Актив +» Евгения Сергеева. По номеру корреспонденту Вслух.ру отозвалась приёмная ОАО «Утяшевоагропромснаб», однако с Евгением Васильевичем соединили без всяких проблем.
Бизнесмен рассказал Вслух.ру о том, что снос на территории завода начался с тех объектов, что экспертиза признала опасными, в их число входят главное здание, склад и кирпичная труба, бывшие некогда выявленными памятниками культуры.
> По словам Евгения Сергеева, все три объекта были задействованы во вредном производстве или хранении опасных веществ, производство свернули год назад, до сих пор у посетителей этих зданий щиплет в носу от стойкого химического запаха.
Таким образом, работы по сносу идут в соответствии с законом и продолжаются в штатном режиме. После сноса и очистки территории собственники планируют провезти экспертизу земли, чтобы узнать, как в дальнейшем можно использовать площадь бывшего завода. По мнению Евгения Сергеева, жилищное строительство здесь вряд ли возможно, вероятнее, что тут будут построены общественные или развлекательные объекты.
Новость о сносе казенного винного склада взбудоражила экспертов и обычных горожан, неравнодушных к судьбе исторической застройки Тюмени тем, что стала неожиданной. Даже если проект постановления о снятии объектов с государственной охраны был вывешен на сайте правительства области, к общественной дискуссии это привести не могло, так как никто из заинтересованных лиц не отслеживает подобные публикации в постоянном режиме. В субботу в Литературно-краеведческом центре состоялась встреча с участием искусствоведа Елены Афанасьевой-Козловой, историков Валерия Чупина и Артёма Бирюкова, архитектора Александра Клименко, автора документальных фильмов о Тюмени, Сергея Ермолаева, а также журналистов, молодых архитекторов, историков, участников краеведческого сообщества «Старый объектив, или Тюмень до нашей эры». Они попытались понять, что происходит с заводом и что можно сделать для спасения памятника — они уверены, что пока старинные здания не снесены полностью, есть возможность и смысл бороться за них.
> Эксперты, принимавшие участие во встрече, уверены, что если бы до принятия постановления о снятии объектов с государственной охраны, у них была возможность принять участие в обсуждении решения, удалось бы найти компромиссный вариант, который бы не привёл к легальному уничтожению ценных зданий, которое выглядит, как законспирированная операция.
«В Тюмени практически не осталось образцов промышленной архитектуры конца XIX — начала XX вв., — говорит Валерий Чупин. — За последние годы в Тюмени были уничтожены здания колбасного „завода“ Миншутина, пимокатного завода Воробейчиковой, первой городской электростанции, пивоваренного завода Давыдовской (впоследствии завода АТЭ), завода Машарова (позднее „Механика“ и станкостроительного)». Валерий Александрович предполагает, что после рекультивации прилегающий к архитектурному комплексу земель, на этой территории мог бы располагаться культурный и выставочный центр, детские площадки, выставка раритетных автомобилей, для которой в Тюмени пока не находится места, «была бы воля горожан к сохранению исторического наследия».
_В выходные тюменцы гуляли в окрестностях бывшего завода пластмасс и фотографировались на фоне исчезающего памятника истории и культуры. Фото взяты в социальных сетях Вконтакте, Instagramm, Facebook_