105 фотографий конца XIX — начала XX веков с сегодняшнего дня и до 17 ноября будут украшать стены музея-усадьбы Колокольниковых.
«Эйн момэнт!» — говорил фотограф своим клиентам, следовала магниевая вспышка и через несколько дней человек получал долгожданную карточку. Сто лет назад этот процесс был сродни волшебству и уж точно являлся большим событием в жизни жителя Тюмени. В наши дни, когда любой момент можно запечатлеть на тот же мобильный, ценность фотокарточек меняется. Открывшаяся сегодня в тюменском музее-усадьбе Колокольниковых выставка под названием ««Эйн момэнт!» напоминает, что снимок — это не просто картинка, это момент истории.
Все горожане прекрасно знали имена тюменских фотографов, поскольку их в Тюмени было немного. Но на выставке представлены работы не всех мастеров, а только фотографов еврейского происхождения, т.к. экспозиция приурочена к 100-й годовщине со дня основания тюменской синагоги. В каждой семье хранились снимки, сделанные в салоне Шустеров, фотографии Кадыша и Кардонского встречаются чуть реже.
105 фотографий конца XIX — начала XX веков, вернее их увеличенные копии, с сегодняшнего дня и до 17 ноября будут украшать стены музея-усадьбы, рассказал составитель выставки — фотограф и коллекционер архивных фотографий Андрей Черепанов.
На портретах люди чаще всего смотрят прямо в объектив, непринужденными и естественными лица и позы не назовешь, что и понятно: делалась одна карточка на несколько лет, поход к фотографу было значимым мероприятием. «Это понимали обе стороны, участвующие в процессе. Тщательно готовились костюмы, продумывались позы, подбирался интерьер для фотографирования», — отметил раввин тюменской синагоги Игорь Варкин, открывая выставку.
Есть в экспозиции снимки, на которых запечатлены известные личности — в 1909 году был сделан портрет Текутьева, в 1914 году запечатлен Распутин. Причем этот снимок — не парадный, Распутин снят после ранения, лежащим в кровати в тюменской больнице.
Достаточно много на выставке репортажных снимков. У таких задерживаешься особенно долго — хочется рассмотреть лица, костюмы, окружающий интерьер или пейзаж, понять настроение фотографии. Вот пары готовятся начать танцевать — кавалеров на всех не хватает и девчонки готовы вальсировать друг с другом; на другом снимке снято катание на лодках — здесь нет напряженных лиц, как на студийных портретах, люди в предвкушении развлечения и это наверняка занимает их больше, чем позирование фотографу.
В число выставленных фото вошли снимки, рассказывающие о драматичных страницах истории Тюмени. Так, на снимке парада 31 августа 1924 года за спинами трудящихся возвышается Благовещенский собор. На фотографии, сделанной восемь лет спустя, 14 июня 1932 года, от прекрасного памятника архитектуры остались одни обломки — храм был взорван.
Игорь Варкин высказал свое пожелание всем, кто придет на выставку: «Я бы хотел, чтобы, глядя в глаза людей, запечатленных на фото, вы задумались: о чем эти люди мечтали, как они жили. И тогда в вас проникнет то, что проникло в меня — мистика момента съемки; с вами произойдет то, что произошло со мной — вы совершите путешествие во времени». Он также обратился к потомкам коренных жителей Тюмени с просьбой предоставить снимки, сделанные Кадышем, Кардонским, Шустерами. Фото останется у их владельцев, будет лишь снята копия со снимка, и затем она пополнит экспозицию. Тех, у кого есть такие снимки, просят обращаться в синагогу (ул. Кирова, 44).