Dipol FM | 105,6 fm

Путин назвал журналистам причины появления закона о выборах губернаторов

Сегодня президент России Владимир Путин дал интервью директору дирекции информационных программ «Первого канала» Кириллу Клейменову, главному редактору службы информации телеканала НТВ Татьяне Митковой и политическому обозревателю телеканала «Россия» Николаю Сванидзе.

Первый вопрос, который задали журналисты, о законодательной инициативе президента по выборам глав исполнительной власти регионов.

Т.МИТКОВА: Господин Президент, нам хотелось бы сегодня поговорить о последних политических шагах, предпринятых, как я понимаю, по Вашей инициативе, которые существенно меняют политическую систему страны. Нам и нашим зрителям важно узнать о причинах, по которым Вы пошли на такие жесткие меры. Какие последствия Вы предполагаете для общества, для страны в целом?

В.ПУТИН: Не менее важно и для меня донести до граждан страны те мотивы, которыми я руководствовался, выходя с этими инициативами. И мне бы действительно хотелось, чтобы сегодня у нас состоялась беседа, разговор на эту тему, а не просто вечер вопросов и ответов.
Вы знаете, прежде всего, я бы хотел сказать, что эти предложения совсем не связаны со стремлением главы государства получить какие-то дополнительные прерогативы, полномочия в отношениях с региональным уровнем власти. У меня ни разу за все годы моей работы не возникло ни одной проблемы с региональным руководителем, ни с одним. Никакого интереса, с точки зрения перетягивания, как сейчас модно говорить, «административного одеяла» здесь нет. Здесь совершенно другие соображения и другие мотивы. И, прежде всего, конечно, они заключаются в том, как функционируют сложившиеся за последние годы системы.

К.КЛЕЙМЕНОВ: Почему Вы все-таки предложили изменить систему выборов губернаторов? С чем связан отказ от прямого голосования? Или, по-вашему, опыт выборов губернаторов у нас себя не оправдал?

В.ПУТИН: Я уже говорил в самом начале, вот только что сказал, что для меня, как для Президента, главы государства, эта система, сложившаяся за последние годы, была достаточно комфортной и, честно говоря, меньше всего хотелось ее трогать. И кроме всего прочего, конечно, я прекрасно понимаю, вчера люди шли на избирательные участки и избирали главу своего региона, а завтра им предлагают от этой системы отказаться и перейти, по сути, к системе выборщиков, избирать руководителей регионов через законодательные собрания по предложению Президента. Возникает вопрос: а что людям не доверяют избрание своего руководителя? Конечно же, вопрос так не стоит. Вопрос — в эффективности функционирования этой системы, и, должен сказать, что сразу же после того, как я пришел в Белый дом в качестве Председателя Правительства России, я увидел, что эта система дает сбои в своей работе.

Сейчас у нас на слуху события в Карачаево-Черкесии. Мы видим, что там, по сути дела, кризис власти, правда, замешанный на криминальных событиях. Но этот криминал связан с переделом собственности. Я вспоминаю события 99-го года, когда был Председателем Правительства. Тогда прошли выборы президента именно этой республики — Карачаево-Черкесии. К сожалению, во многих наших субъектах Федерации, особенно в национальных республиках, до сих пор выборы часто идут по этническому принципу. Избирают человека не только по личным и деловым качествам. И когда мы говорим, а вот в наших условиях функционируют, не функционируют, — неэффективно функционируют. Потому что у нас нет развитого гражданского общества, к сожалению, до сих пор и нет реально функционирующей многопартийной системы, где все этнические, экономические, религиозные отношения «перемалывались» бы в одном котле и «переплавлялись» бы в одном котле.

Но когда мы говорим, что часто выборы идут по этническому принципу, я все-таки позволю себе утверждать, что это только на поверхности. На самом деле речь идет об экономической борьбе местных региональных кланов за сферы влияния и за попытки использовать рычаги власти и управления для решения экономических задач и передела собственности. Собственно, это мы сейчас самым ярким образом наблюдаем в Карачаево-Черкесии.

Кстати говоря, тогда, в 99-м году, после возникшего в то время кризиса, связанного с выборами президента, мы долго дискутировали с представителями и карачаевской части, и черкесской части. Я, кстати говоря, благодарен и тем, и другим за их понимание и за их договороспособность — мы вышли тогда из кризиса. Но в ходе этих переговоров и дискуссий одна из переговаривающихся сторон высказала мнение о том, что неплохо бы, может быть, нам выйти из состава республики. Остаться, конечно, в рамках Российской Федерации, но создать свою моноэтническую республику. Вы знаете, если мы будем стремиться к чистоте, к этнической чистоте субъектов Российской Федерации, мы слишком далеко зайдем: мы погрузим страну в череду нескончаемых конфликтов, и результата положительного все равно не будет. Но и это еще не все.

В последнее время я с тревогой наблюдаю за процессом возрастающего влияния экономических групп и различных экономических кланов, за ростом их влияния на региональный уровень управления. Губернаторы и президенты республик чувствуют сами это. И их самих уже это беспокоит. Уверяю вас, что это влияние никак не связано с интересами избирателей и с интересами народа в целом, вне зависимости от национальной принадлежности. Это второе соображение.

И, наконец, третье. В соответствии с 77-й статьей Конституции Российской Федерации исполнительная власть в России составляет единое целое. К сожалению, ничего подобного у нас создано не было. Система выборности, прямого избрания руководителей регионов складывалась постепенно и отчасти даже стихийно. Это вызвало к жизни другой процесс. Как только в регионах руководителей начали избирать, так на федеральном уровне власти возникла мысль — это отрезанный ломоть, мы не можем никак на них влиять, они нам не подчиняются, мы не можем ни назначить, ни снять. Мы будем строить параллельную систему исполнительных органов федеральной власти на местах. Реально это началось уже с начала 90-х годов и продолжается до сих пор. Это на практике приводит к обесточиванию властных полномочий губернаторов и президентов республик в составе России и выстраиванию другой, параллельной системы федеральных органов власти на местах, которые эффективно не функционируют.

И в первом, и во втором, и в третьем случаях страдают от этого конкретные люди, потому что система работает неэффективно.
И, наконец, четвертое, но не менее важное, а, может быть, даже особо актуальное сегодня. Связаны эти предложения с мерами по борьбе с терроризмом или нет? Конечно, да, потому что мы должны создать такую систему власти и управления в стране, которая превентивным образом не позволила бы раскачать наше общество и государство и обрушить наши государственные структуры. Мы должны создать такую систему власти, которая была бы восприимчива к региональным проблемам и кровно связана с общенациональными интересами.

К.КЛЕЙМЕНОВ: То есть, если я Вас правильно понял, эта реформа задумывалась давно, но оказалась по-настоящему востребованной именно сейчас?

В.ПУТИН: Толчок, конечно, окончательно был дан последними трагическими событиями в Беслане.

Т.МИТКОВА: Я предвижу такую небольшую опасность. Не кажется ли Вам, что губернаторы, фактически назначенные, утвержденные законодательным собранием, в один прекрасный момент о людях забудут и будут просто смотреть в сторону Кремля?

В.ПУТИН: Прежде всего, мне кажется, что несправедливо говорить о том, что при такой системе губернаторы назначаются. Я знаю очень много законодательных собраний, где, если Президент будет предлагать неприемлемую для региона кандидатуру, вряд ли законодательное собрание с этим согласится. Это непростой вопрос.
Можно ли говорить о том, что губернаторы перестанут думать о региональных интересах? Не думаю, именно в силу предложенного способа формирования регионального уровня власти. Во-первых, губернатор должен пройти через подтверждение своих полномочий или через избрание местным законодательным органом. И если руководитель исполнительной ветви власти не будет думать о проблемах своего региона, то вряд ли за него будут голосовать депутаты регионального собрания. Это, во-первых.

Во-вторых, сам по себе факт избрания прямым тайным голосованием руководителя региона, к сожалению, в наших условиях пока еще не является абсолютной гарантией заботы о региональных интересах. Но нам, как я уже говорил выше, нужно найти такой способ формирования этой власти, который обеспечивал бы баланс интересов региона и общенациональные интересы Российской Федерации.
Мне думается, что в предложенном варианте формирования региональной власти такой баланс интересов может быть соблюден.

Полный текст интервью на официальном сайте президента России.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Шоколад и печенье названы самыми популярными у россиян сладостями
Шоколад и печенье названы самыми популярными у россиян сладостями
За месяц граждане купили более 81 млн изделий.
#магазины
#покупки
#еда
#сладости
#новости России
#тек
В Ялуторовске осудят женщину, в пьяном состоянии до смерти избившую сожителя
В Ялуторовске осудят женщину, в пьяном состоянии до смерти избившую сожителя
Она нанесла не менее 15 ударов.
#СК РФ
#Следственный комитет
#убийство
#обвинение
#Ялуторовск
#Тюменская область
#тек
В Тюмени насмерть сбили пешехода, его личность устанавливается
В Тюмени насмерть сбили пешехода, его личность устанавливается
ДТП произошло на окружной дороге.
#ГИБДД
#ДТП
#смерть
#пешеход
#Тюмень
#новости Тюмени
#тек
В Тюменской области Почта России доставляет письма и посылки на моторных лодках и вертолетах
В Тюменской области Почта России доставляет письма и посылки на моторных лодках и вертолетах
Корреспонденцию привозят в труднодоступные территории.
#Почта России
#перевозки
#Тюменская область
#тек
Жителей Тобольска приглашают на открытие летнего сезона в Аптекарском саду
Жителей Тобольска приглашают на открытие летнего сезона в Аптекарском саду
Он состоится 1 июня.
#фестиваль
#Аптекарский сад
#Тобольск
#тек