Ее мечта - создать артель мастеров.
Дорога в Червишево — мечта путешественника. По ровному асфальту, меж огромного густого леса, под огромным чистым небом, без пробок, чуть больше 20 км — и мы на месте. Подъезжаем к белокаменному одноэтажному гаражу. Внутри прохладно, просторно и керамично. Хозяйка, приветливая обаятельная девушка, сразу ведет нас в гараж и показывает рабочую зону: две большие печи для сушки и обжига. Гараж — наиболее подходящее место для работы, позволяет не беспокоить шумом соседей. А шума предостаточно: сами печи, гончарный круг, да и дети, приходящие на занятия, ведут себя достаточно громко.
— На этнофестивале «Небо и Земля» я проводила мастер-класс, — рассказывает Даша Гассман, выкладывая на стол черепки с разными геометрическими узорами. — Делали с народом маленькие пиалочки. Мне там подарили черепки, найденные на территории области, которым пять тысяч лет! Когда делали эти вещи, не было доступа к высоким технологиям, обжигали глину в яме — и она хранится тысячелетиями! Мы изучали орнаменты, думали, чем их изготавливали. Собирали веточки, палочки, щепочки, былинки — воспроизводили узоры. Именно те самые, без современных специальных инструментов.
Творческий путь Даши начался с духов леса из мультфильмов Миядзаки. Захотелось слепить что-то подобное. Духи пользовались успехом, но в определенный момент Даша решила сменить сферу деятельности. Перевелась из архитектурной академии в институт культуры, однако поняла, что смежные профессии ее не интересуют, забрала документы.
— Я погрузилась в керамику, начала ее изучать самостоятельно. И когда пришла в институт культуры, то выяснилось, что делать там уже нечего: азы, которые преподают, уже известны. Мне больше интересна технология керамики, а в Тюмени специальности керамист-технолог нет. Надо ехать в Москву и учиться очно. Так что выкручивалась как придется. Друзья из-за рубежа привозили книги, искала и переводила статьи, смотрела видео. Если информация нужна, то сможешь ее достать отовсюду.
В 2016 году Даша встретились с керамистом-художником Кристиной Букриной. Девушки открыли мастерскую, решили обучать детей. Пошли к депутату и меценату Червишево Владимиру Ивановичу Куракину. Он выделил денег на печку, круг и сказал: «Девчонки, дерзайте — я в вас верю».
— Мы начали работать. На бесплатные занятия спрос был. Мы их проводили очень много. Потом, когда занятия стали платными (нужно покупать материалы, платить за аренду помещения, коммунальные платежи) — много детей отсеялось. И я загорелась идеей привлечь в мастерскую деньги. В 2019 году писала проекты на грант. Тогда же с Кристиной столкнулись лбами насчет общих интересов. Она устала преподавать керамику, это очень тяжелый труд. Кристина ушла в дефектологи. Ей интереснее целенаправленно работать с одним ребенком, чем с толпой. А Дарья наоборот хотела привлечь как можно больше детей, чтоб они не говорили «керамика — это унитазы, а керамист — таджик, который кладет облицовочную плитку», чтоб понимали, что это работа, выполненная вручную, которая стоит немалых денег. Чтобы дети поняли, что руками можно делать красивые вещи.
И Даша сама дважды писала заявку на грант, от начала до конца — никто не помогал. Сначала писала на уральский форум «Утро».
— Защитилась, мне указали на ошибки-недочеты. И потом была заочная форма приема заявок на сайте «Росмолодежь», я исправила все ошибки, доработала программу. Через месяц одобрили заявку, хотя сумма пришла в два раза меньше, но на материалы и платежи хватает, можно обучать детей бесплатно. Теперь у нас для обучения детей есть и помощники — родители, волонтеры.
Сегодня в мастерской 75 учеников, многие из многодетных семей. Возраст — от 5 до 15 лет, группы смешанные.
— 30 процентов приходящих на курсы стали волонтерами. Программа интенсива — шесть недель. За это время изучаем разные материалы и используем разные техники лепки. Первая была — жгут и пласт, мы делали из пласта плиточку, жгутиком наклеивали ей рамочку, и потом из кусочков собирали какую-то картинку. И сразу раскрашивали её ангобами, подкрашенной глиной. Работали вручную, с помощью палочек, как обрабатывали черепки тысячелетней давности. Просто чтобы понять, как много можно сделать без подручных сложных средств, с помощью мизинчика и ноготка.
Дети от занятий в восторге, даже непоседы с головой в работе. Подготовленные изделия Даша сама обжигает, покрывает глазурью, на выходе получается полноценная вещь. Впереди — работа на гончарном круге, лепка мисочек. Дальше еще сложнее: домики, скворечники, 3D-моделирование.
Мастерица рассказывает, что глина сегодня стоит очень дорого, повысились цены на транспортные услуги — почти в два раза в сравнении с прошлым годом. Глина приходит в сухом порошке, её нужно «прогнать» через чулок, чтобы убрать камушки и кусочки проволоки, которыми можно порезаться при работе на гончарном круге, после отсушить от лишней влаги и перемять. Очень дорогие глазурь (состоит из стекла и редкоземельных металлов, а металлы подорожали) и пигменты.
Работы, помимо занятий с детьми, Дарье хватает: заказы есть. Есть и конкуренция, но у каждого керамиста свой стиль и свои возможности. У Даши большая печь и большая производственная мощность, большой опыт: за шесть минут может сделать кружку на гончарном круге. За пять — вытянуть и подрезать ручку. Вручную — немного дольше. Спрашиваю, помимо обучения детей и работы есть какие-то цели?
— Я изначально хотела артель мастеров — чтоб в селе вместе работали кузнецы, столяры, керамисты, ткачи на старинных станках. Присмотрела поле, пыталась его выпросить у государства. Но кризис 2014-го года эти планы порушил. Идея, тем не менее, есть и когда-нибудь, надеюсь, она воплотится…
Фото: Дарья Гассман, Игорь Комар